Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Климовская основная общеобразовательная школа
Торжокского района Тверской области
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
по музыке
для обучающихся 1 класса
на 2022— 2023 учебный год
Учитель:
Климово 2022
Кострова Т.Ю
Пояснительная записка
(1 класс «Музыка» 1 вар УП)
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ» от
29.12.2012г. за № 273, с приказом от19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образовательного стандарта для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), программой по музыке для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г.,
филиал издательства «Просвещение», автор И.А.Буравлева и АООП школы. Основы музыкальной культуры
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – интегративное понятие, предполагающее
овладение элементарными компонентами качеств, необходимых для занятий музыкальной деятельностью, доступное
всем обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с незначительными музыкальными
способностями, не предусматривающее их целенаправленную подготовку к профессиональным занятиям музыкой
(устойчивый интерес, положительная мотивация; основы музыкальных знаний, внемузыкальные представления;
адекватность переживаний эмоциям, выраженным в музыке; проявление усилий в овладении музыкальной
деятельностью; верное голосоведение мелодии, чистота интонирования; понимание содержания песен; точное
воспроизведение ритмического рисунка, правильное звукоизвлечение при игре на простейших музыкальных
инструментах).
Музыка занимает значительное место и становится неотъемлемой частью эстетического воспитания детей с
нарушением интеллекта.
Музыка призвана развивать детей, эмоционально, творчески обогащать их художественные впечатления. Музыка
способствует нормализации психических процессов, а также преодолению невротических расстройств, свойственных
учащимся коррекционных школ.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств
личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной
творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной
культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Цель ― приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры личности.
Формы и методы работы по программе:
наглядный,
словесный,
практический.
Задачи учебного предмета «Музыка»:
― накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта
(овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями).
― приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства,
формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной
деятельности и др.
― развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных
предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально деятельности.
― формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и
праздника.
― развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих
способностей обучающихся.
Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается композиционностъю, игровой
направленностью, эмоциональной дополнительностью используемых методов. Музыкально-образовательный процесс
основан на принципе индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения
и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности, систематичности и
последовательности, наглядности.
2. Общая характеристика учебного предмета
Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных
видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных
упражнений.
Пение чистым по качеству звуком, легко, мягко и непринужденно, стараясь тянуть звук.
Развитие слухового внимания при пении в унисон.
Выразительное, осмысленное пение соло фразы из простой выученной песенки.
3.Место в учебном плане
Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» для 1 класса содержит учебный предмет музыка.
На изучение данного предмета в учебном плане отводится 2 часа в неделю.
В учебном году на курс музыки отводится 66 часов. Из них:
в
I четверти - ч.
во II четверти ч.
в IIIчетверти - ч.
в IV четверти - ч.
4.Планируемые результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны
приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия
русских композиторов;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их
понимание и оценка
– умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной
жизни класса;
– уважительное отношение к культуре других народов; –овладение навыками сотрудничества с учителем и
сверстниками;
– формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
Предметные результаты изучения музыки:
Развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных
жанров и разных по своему характеру.
Пение соло и хором.
Умение различать части песни.
Овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в
музыкальных произведениях
Эмоциональная реакция на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру
Умение определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения.
Коммуникативные - вступать в контакт и работать в коллективе, способность использовать полученные навыки и
умения.
Регулятивные - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, выходить из-за стола)
Минимальный уровень:
определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой;
представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара);
пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами
динамических оттенков;
правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в
середине слов;
правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
различение песни, танца, марша;
передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом);
определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и
спокойные);
владение элементарными представлениями о нотной грамоте.
Достаточный уровень:
самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание динамических оттенков ( форте-громко,
пиано-тихо);
представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина, баян, гусли, свирель,
гармонь, трещотка и др.);
представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);
пение хором с выполнением требований художественного исполнения;
ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
исполнение выученных песен без музыкального сопровождения, самостоятельно;
различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи.
Диагностический инструментарий: в 1 классе безотметочная система оценивания, диагностика проводится 2 раза в
год (в конце первого полугодия и по окончанию учебного года) по системе бальной оценки (Приложение 1)
Система бальной оценки результатов по музыке
Балл
0 баллов
Характеристика продвижений
Действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс
выполнения вместе с педагогом.
1 балл
Обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим
количеством ошибок, выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет
задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь;
2 балла
Обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой
или индивидуальной инструкции. Нуждается в активной помощи педагога. Помощь использует с
трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно.
3 балла
Способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает
ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;
4 балла
Обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции
с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога;
5 баллов
Обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без
ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В
помощи педагога почти не нуждается.
5.Содержание учебного предмета
Работа в школе с детьми с нарушенным интеллектом требует повышенного внимания со стороны педагога.
Возможности восприятия предмета у таких детей ограниченны, но, тем не менее, они в состоянии овладеть
предусмотренными программой навыками, понять и запомнить материал.
Хоровое пение
На первых уроках учитель прослушивает детей, проверяет в игровой форме уровень развития их музыкального
слуха и фиксирует показатели – диапазон голоса и качество интонирования.
Программой предусмотрена систематическая работа над четким и ясным произношением текста.
Особое внимание при работе с учащимися уделяется выработке техники правильного дыхания, развитие которой
зависит от подбора репертуара и материала для вокальных упражнений.
Музыкальный материал для пения:
Разучивание песни «Песня о школе»- муз. М.Иорданского, сл. В.Семеркина, Разучивание песни «Золотая осень»муз.Е.Тиличеевой, сл.Л.Некрасовой, Разучивание песни «Медвежата»- муз.М.Карасева, сл.Н.Френкель, Разучивание
песни «Петушок»- р.н.п, Разучивание песни «Новогодняя хороводная»- муз.А.Островского, сл.Ю.Леденева, Разучивание
песни «Ёлочка»- муз.М.Карасева, сл.З.Александровой, Разучивание песни «Песенка друзей»- муз.В.Герчик, сл.Я.Акима,
Разучивание песни «Маме в день 8 марта»- муз.А.Островского, сл.З.Петровой, Разучивание песни «Песня о бабушке»муз.Е.Тиличеевой, сл.Т.Волгиной, Разучивание песни «Во поле берёза стояла»- р.н.п, Разучивание песни «Азбука»муз.А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной, Разучивание песни «Праздник цветов»- Муз.О.Гейльфуса, сл.Б.Преффер,
Разучивание песни-игры «Догадайся, кто поёт?»- муз.Е.Тиличеевой, сл.А.Ганговой, Разучивание песни «Весёлые гуси»укр.н.п.
Слушание музыки
Чтобы воспитать любовь к музыке, надо научить детей ее слушать, и обязательно в качественном исполнении.
Здесь на помощь учителю приходят технические средства воспроизведения звука (аудиозаписи, видеофильмы).
Сказочность, мир игрушек и животных – вот что привлекает ребенка в начальных классах при прослушивании музыки.
Песня, марш , танец – основные жанры, составляющие содержание изученного предмета.
Музыкальные произведения для слушания:
«Детский альбом» П.Чайковского, «Веселые матрешки» муз.Ю.Слонова, сл.Л.Некрасовой, «Спать пора»
муз.С.Разоренова, сл.О.Фадеевой, «Детский альбом» П.Чайковского, «Песня о школе», «Золотая осень», «Медвежата»,
«Ладушки» р.н.п., обр.Н.Римского-Корсакова, «Детская полька» муз.М.Глинки, «Марш» муз.С.Прокофьева из
симфонической сказки «Петя и Волк», «Петушок», «Новогодняя хороводная», «Ёлочка», «Колыбельная Маши» из
оперы «Гуси-лебеди» Ю.Вайсберга, «Рондо-марш» муз.Д.Кабалевского, «Вальс-шутка» муз.Д.Шостаковича, «Праздник
цветов», «Догадайся, кто поёт?», «Весёлые гуси» «Итальянская полька» муз.С.Рахманинова.
6. Тематический план
№
п/п
1
2
Раздел, тема урока
День знаний
Вводный урок.
3-4
Значение и виды темпа в музыке.
2
5-6
Разучивание песни «Песня о школе».
2
7-8
Быстрый и медленный темп в музыке.
2
9-10 Разучивание песни «Золотая осень».
11-1
2
Сила звучания в музыке.
13-1 Разучивание песни «Медвежата».
4
Кол-во
часов
1
1
2
2
2
Дата
Виды учебной
деятельности
Слышать
педагога
Правильно
реагировать на
звучание музыки
Правильно
сидеть,
стоять
при пении
Различать темп в
музыке.
Музыкальное сопровождение
«Детский альбом» П.Чайковского
муз.
М.Иорданского,
В.Семеркина
сл.
«Веселые
матрешки»
муз.Ю.Слонова, сл.Л.Некрасовой,
«Спать пора» муз.С.Разоренова,
сл.О.Фаддеевой
Правильно
муз.Е.Тиличеевой,
сидеть,
стоять сл.Л.Некрасовой
при пении
Ознакомление с «Детский альбом» П.Чайковского
силой звучания
пианотихо,
форте - громко.
Развитие умения муз.М.Карасева, сл.Н.Френкель
спокойно брать
дыхание
без
15-1 Тихое и громкое звучание в музыке.
6
2
17-1 Повторение песенного материала.
8
2
19-2 Песня и её значение.
0
2
21-2 Разучивание песни «Петушок».
2
2
поднятия плеч.
Развитие умения
спокойно
и
внимательно
прослушивать
музыкальное
произведение.
Умения слышать
где
тихо,
громко.
Формирование у
детей основных
свойств
певческого
голоса.
Развитие умения
определять темп
в музыке, тихое
и
громкое
звучание,
характер,
настроение.
Развитие умения
правильно брать
дыхание,
во
время
пения,
четко
произносить
согласные,
гласные звуки.
«Детский альбом» П.Чайковского
«Песня о школе»,
осень», «Медвежата»
«Золотая
«Ладушки»
р.н.п.,
обр.Н.Римского-Корсакова
р.н.п.
23-2 Танец и его значение.
4
25-2 Разучивание
6
хороводная».
песни
2
«Новогодняя
2
27-2 Марш и его значение.
8
2
29-3 Разучивание песни «Ёлочка».
0
31-3 Повторение песенного материала.
2
2
33-3 Музыкальный
4
фортепиано.
2
инструмент:
2
35-3 Разучивание песни «Песенка друзей».
6
2
37-3 Музыкальный инструмент: скрипка.
8
2
Представление о «Детская полька» муз.М.Глинки
жанрах: песня,
танец, марш.
Развитие умения муз.А.Островского, сл.Ю.Леднева
соблюдать
в
процессе пения
установку:
правильно
сидеть и стоять.
Слушать
«Марш» муз.С.Прокофьева из
симфонической сказки «Петя и
Волк»
Развитие умения муз.М.Карасева,
петь хором.
сл.З.Александровой
Работа
над «Петушок»,
«Новогодняя
чистотой
хороводная», «Ёлочка»
унисона.
Развитие умения «Детский альбом» П.Чайковского
внимательно
слушать
музыкальное
произведение.
Развитие умения муз.В.Герчик, сл.Я.Акима
петь спокойно,
без выкриков.
Знакомство
с «Колыбельная Маши» из оперы
музыкальным
«Гуси-лебеди» Ю.Вайсберга
инструментом
скрипка,
ее
звучанием.
39-4 Разучивание песни «Маме в день 8
0
марта».
2
41-4 Музыкальные
2
фортепиано, скрипка.
инструменты:
2
43-4 Разучивание песни «Песня о бабушке».
4
2
45-4 Разучивание песни «Во поле берёза
6
стояла».
2
47-4 Разучивание песни «Азбука».
8
2
49-5 Повторение песенного материала.
0
2
Работа
над
чистотой
унисона.
Развитие умения
внимательно
слушать.
Обучение
непринужденно
му, напевному и
льющемуся
пению,
умеренному по
силе.
Пение коротких
музыкальных
фраз на одном
дыхании,
протяжно.
Одновременное
произнесение
слов
всем
классом
в
унисон
Развитие
слухового
внимания
и
чувства ритма на
специальных
ритмических
упражнениях,
муз.А.Островского, сл.З.Петровой
«Детский альбом» П.Чайковского
муз.Е.Тиличеевой, сл.Т.Волгиной
р.н.п.
муз.А.Филиппенко,
Т.Волгиной
сл.
«Детский альбом» П.Чайковского
51-5 Темп в музыке (повторение).
2
2
53-5 Разучивание песни «Праздник цветов».
4
2
55-5 Сила звучания в музыке (повторение).
6
2
57-5 Разучивание песни-игры «Догадайся,
8
кто поёт?»
2
59-6 Песня, танец, марш (повторение).
0
61-6 Разучивание песни «Весёлые гуси».
2
Музыкальные
инструменты:
фортепиано, скрипка (повторение).
2
63-6 Музыкальные
инструменты:
4
фортепиано, скрипка (повторение).
2
65-6 Повторение песенного материала.
2
2
умение петь в
унисон.
Умение
определять,
разные
по
характеру
произведения.
Развитие умения
определить темп
в музыке.
Развитие умения
спокойно
и
внимательно
прослушивать
музыкальное
произведение.
Развитие умения
определить силу
звучания
в
музыке.
Развитие памяти
слуха.
Развитие умения
определить
песня,
танец,
марш.
Узнавать
музыкальные
инструменты
Выразительно-э
«Рондо-марш»
муз.Д.Кабалевского
Муз.О.Гейльфуса, сл.Б.Преффер
«Вальс-шутка»
муз.Д.Шостаковича
муз.Е.Тиличеевой, сл.А.Ганговой
«Итальянская
муз.С.Рахманинова
укр.н.п.
полька»
«Детский альбом» П.Чайковского
«Праздник цветов», «Догадайся,
6
моциональное
кто поёт?», «Весёлые гуси»
исполнение
выученных
песен
с
простейшими
элементами
динамических
оттенков.
7.Методическая литература
1.Программа по музыке специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под
редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург – Е.Д Критской, Г.П
Сергеевой, Т.С Шмагиной.
2.Волкова Т.Г., Евтушенко И.В. Особенности эстетической воспитанности умственно отсталых старших школьников
Современные наукоемкие технологии. 2016. №10 (часть 1). С. 119-122.
3.Евтушенко И.В. Модель музыкального воспитания умственно отсталых школьников в системе специального
образования//Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями
здоровья. М.: Спутник+, 2014
4.Евтушенко И.В., Казючиц М.И., Чернышкова Е.В. Музыкальное сочинительство как профилактика профессиональной
деформации личности педагога-дефектолога // Современные наукоемкие технологии. 2016. №8 (часть 1), С. 111-115
5.Казючиц М.И., Евтушенко И.В. Использование современной авторской песни в музыкальном воспитании умственно
отсталых обучающихся // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №5-5. С.
790-794.
8. Материально – техническое обеспечение
детские музыкальные инструменты (бубен, барабан, треугольник, маракасы, , колокольчики);
- народные инструменты (деревянные ложки, свистульки, трещотки);
звукозаписывающее, звукоусиливающее и звуковоспроизводящее оборудование;
- оборудование для видеозаписи и видеовоспроизведения, проекционное оборудование с экраном;
- персональный компьютер (с необходимыми текстовыми, в том числе музыкальными, редакторами, программным
обеспечением для подготовки презентаций, видеоматериалами, аудиозаписями;
- нотный материал, учебно-методическая литература, научно-популярная литература по музыкальному искусству;
- дидактический материал (репродукции картин, портреты композиторов и исполнителей, плакаты с изображением
музыкальных инструментов различных составов оркестров, хоров, ансамблей; таблицы с признаками средств
музыкальной выразительности, картинки, рисунки, фигурки, макеты; элементы театрального реквизита: маски, шапочки,
костюмы сказочных персонажей).