Согласовано
на Совете школы
Протокол № 1 от 30.08.2023г.
МБОУ Климовская ООШ
Рассмотрено на педагогическом
совете МБОУ Климовской О
СОШ
Протокол № 1 от 30.08.2023 г.
Согласовано.
Совет родителей
« »
2023г.
/
/
«Утверждаю»
директор МБОУ Климовской
ООШ
Морозова Н.А.
приказ по школе
№ 01 от 01.09.2023г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о формах, периодичности и порядке текущего
контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся
1. Общие положения
1.1.
1.2.
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся (далее – Положение) разработано в соответствии с
нормативными правовыми актами, правоустанавливающими документами, локальными
нормативными актами МБОУ Климовской ООШ (далее – школа):
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным
приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287;
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
Федеральной образовательной программой начального общего образования, утвержденной
приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372;
Федеральной образовательной программой основного общего образования, утвержденной
приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370;
Федеральной образовательной программой среднего общего образования, утвержденной
приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371;
Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной
приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением
Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача от
28.01.2021 № 2;
рекомендаций Минпросвещения России и Рособрнадзора для системы общего образования
по основным подходам к формированию графика проведения оценочных процедур в
общеобразовательных организациях;
уставом школы;
основными образовательными программами (далее ООП) начального общего, основного
общего образования;
иными локальными актами, регулирующими организацию образовательной деятельности
в школе.
Настоящее Положение определяет порядок проведения стартовой диагностики, формы,
периодичность, порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся школы по ООП НОО, ООО, порядок ликвидации академической
Задолженности .
2
1.3.
1.4.
1.5.
Стартовая диагностика, текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация по
отдельным частям учебного предмета или учебному предмету в целом, курсу, дисциплине,
модулю образовательной программы проводятся в рамках часов, отведенных учебным
планом (индивидуальным учебным планом) на соответствующие части образовательной
программы.
Положение является частью регулирования процедур внутренней оценки достижения
планируемых результатов освоения ООП НОО, ООО, которая состоит из стартовой
диагностики, текущей оценки (включая тематическую и итоговую), промежуточной
аттестации, внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся.
Для обучающихся с ОВЗ в школе создаются специальные условия проведения текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации с учетом здоровья обучающихся с ОВЗ,
их особыми образовательными потребностями. Описание организации и содержания
специальных условий указываются в подразделе с системой оценки достижения планируемых
результатов освоения программы целевого раздела АООП.
При выборе форм оценивания учитывается мнение родителей (законных представителей)
обучающихся, пожелания обучающихся, состояние их здоровья и рекомендации ПМПК.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
Стартовая диагностика в начале 1-го класса позволяет определить у обучающихся
сформированность предпосылок к учебной деятельности, готовность к овладению чтением,
грамотой и счетом.
Стартовая диагностика проводится с целью оценки готовности обучающихся к обучению на
новом уровне общего образования или в первый год изучения предмета на уровне ООО и
выступает как основа (точка отсчета) для оценки динамики образовательных достижений
обучающихся.
Стартовая диагностика в начале 5-го класса позволяет определить у обучающихся
структуру мотивации, сформированность учебной деятельности, владение универсальными и
специфическими для основных учебных предметов познавательными средствами, в том
числе средствами работы с информацией, знаково-символическими
средствами, логическими операциями.
Стартовая диагностика может проводиться педагогическими работниками с целью оценки
готовности к изучению отдельных предметов (модулей).
Результаты стартовой диагностики являются основанием для корректировки учебных
программ и индивидуализации учебного процесса.
Мероприятия стартовой диагностики включаются в единый график оценочных процедур
школы.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
Стартовая диагностика
Текущий контроль успеваемости обучающихся
Текущий контроль успеваемости обучающихся (текущая оценка) – это систематическая
проверка образовательных (учебных) достижений обучающихся в процессе освоения ООП
НОО, ООО, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности и
направленная на выстраивание максимально эффективного образовательного процесса в
целях достижения планируемых результатов освоения ООП.
Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется в целях:
определения степени освоения обучающимися ООП соответствующего уровня общего
образования в течение учебного года по учебным предметам, курсам, дисциплинам,
модулям учебного плана образовательной программы;
коррекции рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в
зависимости от анализа качества, темпа и особенностей освоения изученного материала;
предупреждения неуспеваемости.
Текущий контроль успеваемости проводится для всех обучающихся школы,
за
исключением лиц, осваивающих ООП соответствующего уровня в форме самообразования
или семейного образования.
3
Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется педагогическим работником,
реализующим соответствующую часть ООП, самостоятельно.
3.5.
Текущий контроль успеваемости осуществляется поурочно и/или по темам (тематическая
оценка) в соответствии с тематическим планированием рабочей программы учебного
предмета, курса, дисциплины, модуля с учетом индивидуальных особенностей обучающихся
класса, содержанием ООП, используемых образовательных технологий в формах, выбранных
педагогическим работником самостоятельно, в том числе:
письменной проверки – ответ обучающегося на один или систему вопросов/заданий
(домашние, проверочные, тематические, лабораторные, практические контрольные,
творческие работы, письменные отчеты о наблюдениях, тесты, сочинения, изложения,
диктанты, рефераты и др.);
устной проверки – устный ответ обучающегося на один или систему вопросов
(домашнее задание, опрос, рассказ, собеседование, устный зачет, защита и
презентация проектов, рефератов или творческой работы, дискуссия, тренинг, круглый
стол, дебаты, семинар, практикум, коллоквиум и др.);
комбинированной проверки – сочетание устной и письменной форм проверки;
экспертной оценки индивидуального или группового проекта обучающихся;
проверки с использованием интернет-ресурсов, электронных учебников, выполнение
интерактивных заданий (on-line), иного программного обеспечения, дающего
возможность осуществления персонифицированного учета достижений обучающихся;
иных формах, предусмотренных учебным планом (индивидуальным учебным планом).
3.6.
Текущий контроль успеваемости обучающихся 1-го класса осуществляется без балльного
оценивания занятий обучающихся и домашних заданий в форме мониторинга
образовательных достижений на выявление индивидуальной динамики от начала учебного
года к его концу с учетом личностных особенностей и индивидуальных достижений
обучающегося за текущий и предыдущие периоды. Результаты и динамика образовательных
достижений каждого обучающегося фиксируются педагогическим работником в
листе индивидуальных достижений по учебному предмету. В классном журнале
фиксируются только пропуски уроков.
3.7.
Текущий контроль успеваемости во 2-ом и последующих классах осуществляется по
пятибалльной системе оценивания (где «5» - отлично, «4» - хорошо, «3» - удовлетворительно,
«2» - неудовлетворительно, исключается отметка «1» - очень плохо).
3.8.
Если результаты текущего контроля учитываются в баллах по системе отличной от
пятибалльной
или
иных
значениях,
разрабатывается
шкала
перерасчета
полученного результата в отметку по пятибалльной шкале. Шкала перерасчета
разрабатывается с учетом уровня сложности заданий, времени выполнения работы и иных
характеристик контроля.
3.9.
Отметки по установленным формам текущего контроля успеваемости обучающихся
фиксируются педагогическим работником в электронном дневнике/журнале в сроки и
порядке, предусмотренном Положением об электронном дневнике/журнале.
3.10. Текущий контроль успеваемости по итогам четверти/полугодия (итоговая отметка)
осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть
образовательной программы, в форме письменной работы (тест, диктант, изложение,
сочинение, комплексная или итоговая контрольная работа).
3.11. Текущий контроль успеваемости по итогам четверти/полугодия проводится на основании
результатов текущего контроля успеваемости в следующем порядке:
в 1-х классах «безотметочно»/«не оценивается» по всем предметам, курсам, дисциплинам
(модулям) (качественная характеристика освоения знаний, умений и УУД составляется на
основе результатов выполнения диагностических работ в конце учебного периода по
учебным предметам, курсам, дисциплинам, модулям без фиксации в классном журнале);
во 2–9-х классах:
3.4.
4
в виде отметок по 5-бальной шкале по каждому учебному предмету, курсу, модулю
определяются как среднее арифметическое отметок текущего контроля успеваемости и
выставляются в электронном дневнике/журнале успеваемости целыми числами в
соответствии с правилами математического округления.
В случае если четвертная/полугодовая отметка имеет значение 2,5; 3,5; 4,5, то округление
до целого числа проводится с учетом отметок, полученных обучающимся в ходе
выполнения контрольных, тематических, проверочных, самостоятельных работ, тестов.
Если средняя отметка за выполнение этих работ имеет значение не менее 2,5; 3,5; 4,5, то
округление до целого числа проводится в пользу ученика;
3.12.
3.13.
3.14.
3.15.
3.16.
3.17.
3.18.
3.19.
Отметка за четверть/полугодие может быть выставлена обучающемуся при наличии у него не
менее трех текущих отметок (при учебной нагрузке 1–2 ч. в неделю) и более трех (при
учебной нагрузке более 2 ч. в неделю); отметка по предметам, курсам, дисциплинам,
модулям в объеме менее 34 часов осуществляется по факту выполнения программы.
Годовая отметка по каждому предмету, курсу, дисциплине, модулю определяется по 5бальной шкале как среднее арифметическое четвертных/полугодовых отметок и отметки по
результатам итоговой (годовой) письменной работы (при её проведении) и выставляется всем
обучающимся школы, начиная с 2-го класса, в электронный дневник/журнал успеваемости
целыми числами в соответствии с правилами математического округления.
Отметки по предметам, курсам, дисциплинам, модулям за учебный период выставляются за
1–2 дня до его окончания в электронном дневнике/журнале.
В целях создания условий, отвечающих физиологическим особенностям обучающихся,
не допускается проведение специальных оценочных процедур:
по каждому учебному предмету в классе чаще 1 раза в 2,5 недели. При этом объем
учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен
превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на изучение данного
учебного предмета в текущем учебном году;
на первом и последнем уроках, за исключением учебных предметов, по которым
проводится не более 1 урока в неделю;
для обучающихся одного класса более одной оценочной процедуры в день;
в первый учебный день после каникул для всех обучающихся школы.
Текущий контроль успеваемости обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, для
которых организовано освоение ООП на дому, осуществляют педагогические работники
школы. Отметки по установленным формам текущего контроля успеваемости обучающихся
фиксируются в журнале обучения на дому и/или электронном
дневнике/журнале.
Текущий контроль успеваемости обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, для
которых организовано освоение ООП в медицинской организации, осуществляется данной
организацией. Результаты успеваемости подтверждаются справкой об обучении в
медицинской организации и учитываются гимназией в порядке, предусмотренном
Положением об электронном дневнике/журнале.
Текущий контроль успеваемости в рамках внеурочной деятельности определятся ее моделью,
формой организации занятий и особенностями выбранного направления внеурочной
деятельности в соответствии с рабочей программой курса внеурочной деятельности, ООП
соответствующего уровня общего образования. Оценивание планируемых результатов
внеурочной деятельности обучающихся осуществляется в порядке и на условиях,
установленных Положением о безотметочном оценивании образовательных достижений
обучающихся, Положением об организации внеурочной деятельности.
Обучающимся,
пропустившим
по
уважительной
причине,
подтвержденной
соответствующими документами, более 50 процентов учебного времени, отметка за
четверть/полугодие выставляется на основе результатов письменной работы или устного
ответа педагогическому работнику в формах, предусмотренных для текущего контроля
успеваемости, по пропущенному материалу.
5
3.20.
3.21.
Педагогический работник, проводящий текущий контроль успеваемости, обеспечивает
проведение текущего контроля успеваемости по итогам четверти/полугодия для
отсутствовавших ранее обучающихся.
Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей
результаты текущего контроля успеваемости обучающихся как посредством заполнения
предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (дневник обучающегося,
электронный дневник), так и по запросу родителей (законных представителей) обучающихся.
Педагогические работники в рамках работы с родителями (законными представителями)
обучающихся обязаны прокомментировать результаты текущего контроля успеваемости
обучающихся в устной форме. Родители (законные представители) имеют право на получение
информации об итогах текущего контроля успеваемости обучающегося в письменной форме
в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному
руководителю.
4.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
4.7.
Промежуточная аттестация обучающихся
Промежуточная аттестация – установление уровня освоения ООП соответствующего уровня,
в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины
(модуля).
Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в целях:
объективного установления фактического уровня освоения и достижения результатов
освоения ООП;
оценки достижений конкретного обучающегося, позволяющей выявить пробелы в
освоении им ООП и учитывать индивидуальные потребности обучающегося в
образовании;
оценки динамики индивидуальных образовательных достижений.
Промежуточная аттестация обучающихся 1-го класса проводится в виде учета текущих
достижений учеников, носит безотметочный характер.
Промежуточная аттестация для обучающихся 2-9-х классов проводится в формах,
определяемых педагогическим работником и ООП, с выставлением отметок в электронный
дневник/журнал успеваемости.
Промежуточная аттестация обучающихся может проводиться в форме:
контрольной работы/итоговой контрольной работы;
письменных и устных экзаменов;
тестирования;
проверки развития читательских умений и техники чтения;
диктанта/диктанта с грамматическим заданием;
изложения/сочинения;
защиты индивидуального/группового проекта/реферата;
собеседования;
сдачи нормативов/контрольных упражнений по физической культуре;
комплексной работы на межпредметной основе (на основе текста);
годовой отметки.
В случаях, предусмотренных ООП, в качестве результатов промежуточной аттестации могут
быть зачтены выполнение тех или иных заданий, проектов в ходе образовательной
деятельности, результаты участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях, иных подобных
мероприятиях.
Промежуточная аттестация проводится по итогам учебного года по каждому
учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), предусмотренных учебным планом.
В качестве результатов промежуточной аттестации по предметам учебного плана
соответствующего уровня образования обучающимся могут быть зачтены внеучебные
образовательные достижения. Зачет производится в форме учета личностных достижений.
Результаты промежуточной аттестации обучающихся оцениваются по пятибалльной системе.
6
4.8.
4.9.
4.10.
4.11.
4.12.
Если результаты промежуточной аттестации учитываются в баллах по системе отличной от
пятибалльной или иных значениях, разрабатывается шкала перерасчета полученного
результата в отметку по пятибалльной шкале. Шкала перерасчета разрабатывается с учетом
уровня сложности заданий, времени выполнения работы и иных характеристик контроля.
Отметки за промежуточную аттестацию выставляются педагогическим работником, ее
проводившим, в электронный дневник/журнал успеваемости в сроки и порядке,
предусмотренном Положением об электронном дневнике/журнале.
Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительной причине,
подтвержденной документально, проходят промежуточную аттестацию в дополнительные
сроки.
Уважительными причинами признаются:
болезнь обучающегося, подтвержденная соответствующей справкой медицинской
организации;
трагические обстоятельства семейного характера;
участие в спортивных, интеллектуальных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах
на всероссийском и международном уровне, региональных, федеральных мероприятиях,
волонтерской деятельности;
обстоятельства непреодолимой силы, определяемые в соответствии с Гражданским
кодексом.
Педагогический
работник,
осуществляющий
промежуточную
аттестацию,
обеспечивает повторное проведение промежуточной аттестации для отсутствовавших по
уважительным причинам обучающихся.
Обучающимся, достигшим выдающихся успехов в изучении учебных предметов, курсов,
дисциплин, модулей учебного плана (победители предметных олимпиад регионального,
федерального уровней, сборных команд РФ, участвовавших в международных олимпиадах по
общеобразовательным предметам), в качестве результатов промежуточной аттестации по
предметам учебного плана соответствующего уровня образования могут быть зачтены
внеучебные образовательные достижения по соответствующим учебным предметам по их
желанию.
4.14. В целях создания условий, отвечающих физиологическим особенностям обучающихся
при промежуточной аттестации по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) и
иным видам учебной деятельности, предусмотренным учебным планом, не допускается
проведение промежуточной аттестации:
по каждому учебному предмету в классе чаще 1 раза в 2,5 недели. При этом объем
учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен
превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на изучение данного
учебного предмета в данной параллели в текущем учебном году;
на первом и последнем уроках, за исключением учебных предметов, по которым
проводится не более 1 урока в неделю;
для обучающихся одного класса более одной оценочной процедуры в день.
4.15. Промежуточную аттестацию обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, для
которых организовано освоение ООП на дому, осуществляют педагогические работники
школы. Отметки по установленным формам промежуточной аттестации обучающихся
фиксируются в журнале обучения на дому и/или электронном дневнике/журнале..
4.16. Промежуточная аттестация обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, для которых
организовано освоение ООП в медицинской организации, осуществляется данной
организацией. Результаты успеваемости подтверждаются справкой об обучении в
медицинской организации и учитываются в порядке, предусмотренном законодательством
7
4.17.
4.18.
4.19.
4.20.
4.21.
4.24.
РФ и Положением об электронном дневнике/журнале.
Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности определятся ее моделью,
формой организации занятий и особенностями выбранного направления внеурочной
деятельности в соответствии с рабочей программой курса внеурочной деятельности, ООП
соответствующего уровня общего образования. Оценивание планируемых результатов
внеурочной деятельности обучающихся осуществляется в порядке и на условиях,
установленных Положением о безотметочном оценивании образовательных достижений
обучающихся, Положением об организации внеурочной деятельности.
Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким
учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) и иным видам учебной деятельности,
предусмотренным учебным планом, или непрохождение промежуточной аттестации при
отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.
Сведения о результатах
промежуточной
аттестации
доводятся
до обучающихся
и их родителей (законных представителей) в течение двух дней с момента проведения
промежуточной аттестации посредством электронного журнала и электронного дневника
обучающегося. Родители (законные представители) могут получить информацию об итогах
промежуточной аттестации обучающегося в письменной форме в виде выписки из
соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному руководителю.
При реализации ООП, в том числе адаптированных, каждому обучающемуся, родителям
(законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося в течение всего периода
обучения должен быть обеспечен доступ к результатам промежуточной и государственной
итоговой аттестации обучающихся.
Итоговая отметка по предметам, курсам, дисциплинам, модулям учебного плана НОО и ООО
(кроме 1-го класса) определяется как среднее арифметическое годовой отметки и отметки за
промежуточную аттестацию в формах, утвержденных решением педагогического совета, и
выставляется целыми числами в соответствии с правилами математического округления.
В случае если промежуточная аттестация по предмету, курсу, дисциплине, модулю учебного
плана (по уровням образования) проходила в форме годовой отметки, то итоговой отметкой
является годовая.
5.
5.1.
5.2.
5.3.
Ликвидация академической задолженности
Обучающиеся,
имеющие
академическую
задолженность,
вправе пройти
промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине
(модулю) не более двух раз в сроки, определяемые приказом директора школы на основании
решения педагогического совета, в пределах одного года с момента
образования академической задолженности. В указанный период не включаются время
болезни обучающегося.
Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность по учебным
предметам, курсам, дисциплинам (модулям) в установленные школой сроки.
Для проведения промежуточной аттестации во второй раз приказом директора
8
5.4.
5.5.
5.6.
5.9.
школы создается комиссия, которая формируется по предметному принципу из не менеетрех
педагогических работников с учетом их занятости. Персональный состав комиссии
утверждается приказом.
Результаты
ликвидации
академической
задолженности
по
соответствующему
учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) оформляются протоколом комиссии.
Протоколы комиссии с результатами ликвидации академической задолженности
обучающихся хранятся у директора.
Положительные
результаты
ликвидации
академической
задолженности
обучающихся фиксируются
ответственным
педагогическим
работником
в
электронном дневнике/журнале успеваемости в порядке, предусмотренном настоящим
Положением.
Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с
момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей)
оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным
образовательным программам в соответствии с рекомендациями ПМПК либо на обучение по
индивидуальному учебному плану.
9