1
межведомственный
план
по
реализации
Стратегии
духовно-нравственного
воспитания детей в Тверской области в 2021-2024 годах,
утвержденным
Правительством Тверской области от 12.04.2021 года № 316-рп
1.3.Положение регламентирует условия реализации внеурочной деятельности, порядок
формирования плана и рабочих программ курсов внеурочной деятельности, организации
краткосрочных мероприятий, а также устанавливает порядок участия в итоговой
аттестации обучающихся начального, основного
общего образования в рамках
внеурочной деятельности.
1.4.Образовательные программы реализуются в лицее через урочную и внеурочную
деятельность.
1.5.Внеурочная деятельность – образовательная деятельность, направленная на содействие
в
достижении
образовательных
планируемых
программ
результатов
начального
освоения
общего
обучающимися
образования,
основных
основного
общего
образования, адаптированных основных общеобразовательных программ начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее –
«обучающиеся с ОВЗ»).
1.6.Внеурочная
деятельность
должна
обеспечить
индивидуальные
потребности
обучающихся школы на основании запросов обучающихся, выбора родителей (законных
представителей), при учете мнения обучающегося до завершения получения им основного
общего образования, а также с учетом имеющихся кадровых, материально-технических и
иных условий образовательной организации.
2
2. Требования к организации внеурочной деятельности
2.1. Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей
обучающихся путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на
их развитие.
Целью внеурочной деятельности является содействие обучающимся в достижении
планируемых
результатов
в
соответствии
с
реализуемыми
школой
основными
образовательными программами, адаптированными основными общеобразовательными
программами начального общего образования. Участие во внеурочной деятельности
должно обеспечить:
-
удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
-
общеобразовательную,
общекультурную
составляющую
при
получении
соответствующего уровня общего образования;
-
развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной
и ценностно-смысловой сферы;
-
развитие навыков самообразования и самопроектирования;
-
углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранном направлении
внеурочной деятельности;
-
совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной
деятельности, самоопределения обучающихся.
3
2.2. Содержание внеурочной деятельности осуществляется по следующим направлениям
развития личности:
-
духовно-нравственное;
-
социальное;
-
общеинтеллектуальное;
-
гражданско - патриотическое
-
здоровьесберегающее
-
Профилактика безнадзорности и правонарушений,
социально-опасных явлений
По видам: игровая, познавательная, досугово - развлекательная деятельность (досуговое
общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное
творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое
творчество, трудовая
(производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная
деятельность; краеведческая деятельность.
В формах: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования,
проектная
деятельность, поисковые исследования, походы, общественно полезные практики,
посещение театров, музеев и другие.
2.3. Школа самостоятельно определяет конкретные формы и содержание организации
внеурочной деятельности, средства реализации внеурочной деятельности, в том числе
технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное,
оздоровительное оборудование, инвентарь, которые необходимы для реализации
направлений внеурочной деятельности.
2.4. Предметом регулирования Положения в части организации внеурочной деятельности
обучающихся с ОВЗ по адаптированным основным общеобразовательным программам
начального общего образования являются образовательные отношения по организации
внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ, за исключением обучающихся, не
получающих уровневого образования (с умственной отсталостью).
3. План внеурочной деятельности. Индивидуальный план внеурочной деятельности
3.1. Школа самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности,
образовательные программы внеурочной деятельности, календарный учебный график,
которые не вправе изменять органы местного самоуправления, осуществляющие
управление в сфере образования.
3.2. План внеурочной деятельности является основным организационным механизмом
4
реализации образовательной программы внеурочной деятельности, обеспечивает учет
индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию
внеурочной деятельности.
План определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной
деятельности с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной
организации.
3.3. Школа самостоятельно определяет объем часов, отводимых на внеурочную
деятельность, в соответствии с содержательной и организационной спецификой
реализуемых основных образовательных программ с учетом времени, отводимого на
внеурочную деятельность на каждом уровне общего образования: на уровне начального
общего образования – до 1350 часов, на уровне основного общего образования – до 1750
часов, на уровне среднего общего образования – до 700 часов.
При реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ время, отводимое на внеурочную
деятельность (с учетом часов, отводимых на коррекционно-развивающую область),
составляет не менее 1680 часов и не более 2380 часов.
Предельно
допустимый
объем
недельной
нагрузки
занятий
внеурочной
деятельности независимо от продолжительности учебной недели не может превышать 10
академических часов – для обучающихся, осваивающих основные образовательные
программы, 5 академических часов – для обучающихся с ОВЗ, осваивающих АООП НОО
обучающихся с ОВЗ.
3.4. Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной
недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни.
3.5. Время, отведенное школой на внеурочную деятельность, используется для проведения
общественно
полезных
практик,
исследовательской
деятельности,
реализации
образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев
и других мероприятий с учетом образовательных потребностей, интересов и запросов
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
5
Время, отведенное на внеурочную деятельность, может быть использовано для
закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).
3.6. Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и
обучающихся с ОВЗ, школа может разрабатывать с участием самих обучающихся и их
родителей (законных представителей) индивидуальные планы внеурочной деятельности.
Индивидуальный план внеурочной деятельности – план внеурочной деятельности,
обеспечивающий
реализацию
направления
внеурочной
деятельности
на
основе
индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей
конкретного обучающегося.
Реализация
индивидуальных
планов
внеурочной
деятельности
сопровождается
поддержкой классных руководителей.
4. Общие правила организации внеурочной деятельности
4.1. Реализация внеурочной деятельности исходя из форм и содержания внеурочной
деятельности, самостоятельно определяемых школой, может осуществляться в следующих
направлениях:
через
часть
учебного
плана,
самостоятельно
формируемую
участниками
образовательных отношений (дополнительные образовательные модули, курсы по
выбору,
учебные научные исследования, практикумы и другие, отличные от
урочных, формы);
использование
потенциала
дополнительного
образования
образовательной
организации (дополнительные образовательные программы);
сотрудничество с организациями дополнительного образования детей,
деятельность педагогических работников в соответствии с должностными
обязанностями
квалификационных
характеристик
должностей
работников
образования.
4.2. Организация внеурочной деятельности осуществляется в соответствии с планом
внеурочной деятельности, календарным учебным графиком и расписанием внеурочной
деятельности, которые утверждаются распорядительным актом директора школы в начале
каждого учебного года дополнительно к основному расписанию учебных занятий.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности составляется в соответствии с
Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной
деятельности МБОУ Климовская ООШ.
6
4.3. При реализации здоровьесберегающего направления внеурочной деятельности,
проведении динамического или спортивного часа в рамках реализации иных направлений
внеурочной деятельности спортивные нагрузки должны соответствовать возрасту,
состоянию
здоровья
и
физической
подготовленности
обучающихся,
а
также
метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).
4.4. Комплектование групп обучающихся в соответствии с заявлениями родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (Приложение 2) и с
учетом возможностей образовательной организации.
При
организации
внеурочной
деятельности
допускается
комплектование
групп
обучающихся одного возраста и (или) групп обучающихся разных возрастных категорий с
учетом обеспечения их образовательных потребностей и запросов обучающихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
4.5. В организации занятий внеурочной деятельности могут принимать участие родители
(законные
представители)
несовершеннолетних
обучающихся,
иные
социальные
партнеры по согласованию с педагогическим работником, осуществляющим реализацию
программы внеурочной деятельности, без их включения в списочный состав.
4.6. Для организации внеурочной деятельности школа использует различные объекты
инфраструктуры образовательной организации, может использовать помещения сельской
библиотеки.
4.7. Формы, методы и средства организации деятельности в программах курсов
внеурочной деятельности определяются педагогическим работником, участвующим в
разработке соответствующих программ.
5. Планируемые результаты освоения программ внеурочной деятельности
5.1. Освоение программ внеурочной деятельности должно содействовать достижению
планируемых результатов обучающихся в соответствии с реализуемыми школой
образовательными программами.
Требования к результатам освоения программы внеурочной деятельности, их содержанию
и условиям реализации должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности
7
обучающихся при получении общего образования, включая образовательные потребности
обучающихся с ОВЗ и инвалидов.
5.2. Результаты освоения курсов внеурочной деятельности должны отражать:
-
развитие
личности
внеурочной
обучающихся
деятельности:
мировоззрения,
средствами
развитие
ценностно-смысловых
общей
предлагаемого
культуры
установок,
направления
обучающихся,
развитие
их
познавательных,
регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к
саморазвитию и профессиональному самоопределению;
-
приобретение
опыта
осуществления
целесообразной
и
результативной
деятельности;
-
развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми
компетентностями,
приобретению
и
составляющими
интеграции
основу
знаний,
умения:
коммуникации
самостоятельному
и
сотрудничеству,
эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию
информационных
и
коммуникационных
технологий,
самоорганизации
и
саморегуляции;
-
обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.
6. Система оценки достижения планируемых результатов освоения программ
внеурочной деятельности
6.1. Условия реализации курсов внеурочной деятельности должны обеспечивать для
участников образовательных отношений возможность:
-
достижения планируемых результатов освоения основной образовательной
программы
в
соответствии
с
планами
внеурочной
деятельности
всеми
обучающимися, в том числе одаренными детьми, детьми с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидами;
-
развития личности, ее способностей, формирования и удовлетворения социально
значимых интересов и потребностей, самореализации обучающихся через
организацию внеурочной деятельности на основе взаимодействия с другими
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также
организациями культуры, спорта, здравоохранения, досуга, службами занятости
населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности;
8
-
осознанного выбора обучающимися будущей профессии, дальнейшего успешного
образования и профессиональной деятельности;
-
работы с одаренными обучающимися, организации их развития в различных
областях образовательной, творческой деятельности;
-
формирования у обучающихся российской гражданской идентичности, социальных
ценностей, социально-профессиональных ориентаций, готовности к защите
Отечества, службе в Вооруженных силах Российской Федерации;
-
самостоятельного проектирования обучающимися образовательной деятельности и
эффективной самостоятельной работы по реализации индивидуальных учебных
планов в сотрудничестве с педагогами и сверстниками;
-
участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических
работников
и
общественности
в
проектировании
программы
внеурочной
деятельности, основной образовательной программы, в создании условий для ее
реализации,
а
также
образовательной
среды
и
уклада
образовательной
организации;
-
развития у обучающихся опыта самостоятельной и творческой деятельности:
образовательной,
учебно-исследовательской
и
проектной,
социальной,
информационно-исследовательской, художественной и др.
6.2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности должны соответствовать одному
из трех уровней:
Первый уровень - приобретение социальных знаний, понимания социальной
реальности и повседневной жизни;
Второй уровень - формирование позитивного отношения к базовым ценностям
нашего общества и к социальной реальности в целом;
Третий уровень - приобретение опыта самостоятельного социального действия.
(Приложение 3)
6.3. Освоение программ курсов внеурочной деятельности, в том числе отдельной части
(модуля) или всего объема программы курса внеурочной деятельности, сопровождается
оценкой достижения планируемых результатов, проводимой в формах, определенных
планом внеурочной деятельности, и в порядке, установленном настоящим Положением.
6.4. Система оценки достижений планируемых результатов освоения программ курсов
внеурочной деятельности, в том числе отдельной части (модуля) или всего объема
программы курса внеурочной деятельности, должна:
9
-
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения программ
курсов внеурочной деятельности;
-
обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в
процессе реализации внеурочной деятельности;
-
предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно
дополняющих друг друга;
-
позволять использовать результаты освоения программ курсов внеурочной
деятельности, характеризующие уровень достижения планируемых результатов
обучающимися,
как
основы
для
оценки
деятельности
образовательной
организации.
6.5. Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися с
ОВЗ, осваивающими АООП НОО обучающихся с ОВЗ, должна учитывать особые
образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, закреплять основные направления и
цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии,
процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов,
условия и границы применения системы оценки, предусматривая приоритетную оценку
динамики индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ.
6.6.
Основной
формой
мониторинга
внеурочных
достижений
обучающихся
является «Карта учета результатов освоения курса внеурочной деятельности»
(Приложение 4)
Основными целями составления карты достижений являются:
развитие самостоятельности и объективности в оценке деятельности обучающихся,
повышение их конкурентоспособности;
мотивация обучающихся в достижении учебных результатов через активное
участие во внеурочной деятельности по овладению знаниями, умениями,
навыками;
переход на более объективную, справедливую и прозрачную форму оценивания
достижений обучающихся.
6.7.
Результативность
определяется
по
реализации
результатам
программ
участия
курсов
обучающихся
в
внеурочной
деятельности
итоговых
мероприятиях,
проводимых образовательной организацией, и (или) выполнения обучающимися в рамках
одного или нескольких направлений внеурочной деятельности в любой избранной области
(познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественнотворческой, иной) исследования, проекта и т. п.
10
Участие в таких мероприятиях для обучающегося является обязательным и не требует его
согласия
и
согласия
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся.
7. Особенности реализации курсов внеурочной деятельности с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
7.1. При реализации краткосрочных мероприятий и курсов внеурочной деятельности либо
их отдельных частей лицей может организовывать деятельность обучающихся с
использованием:
-
дистанционных образовательных технологий;
-
электронного обучения;
-
образовательных и развивающих материалов на печатной основе (сборники
предметных и междисциплинарных задач, открытые материалы международных
исследований качества образования, демонстрационные варианты олимпиадных и
диагностических заданий, печатные учебные издания).
7.2. В рамках курсов внеурочной деятельности лицей вправе организовывать в
дистанционном режиме:
-
проектные и исследовательские работы обучающихся;
-
просмотр
с
последующим
обсуждением
записей
кинокартин,
спектаклей,
концертов;
-
посещение виртуальных экспозиций музеев, выставок, мастер-классов;
-
общение со специалистами в сфере профессионального самоопределения и
-
просмотр видеолекций и образовательных сюжетов о современных достижениях
науки и технологий;
-
оздоровительные и спортивные мероприятия, в том числе физические разминки и
гимнастику, занятия с тренерами и спортсменами;
-
мастер-классы, развивающие занятия, консультации, тренировки, тематические
классные часы, конференции и другие активности, проводимые в режиме
реального времени при помощи телекоммуникационных систем.
8. Делопроизводство при организации внеурочной деятельности
8.1. Журнал внеурочной деятельности является основным документом учета занятий
внеурочной деятельности обучающимися и ведется по каждому направлению (модулю)
внеурочной деятельности отдельно. Педагогический работник, реализующий программу
курса внеурочной деятельности, фиксирует в электронном журнале внеурочной
деятельности учет проведенных занятий. Ведение соответствующих записей обязательно
11
для каждого педагогического работника.
Фиксирование
проведенных
занятий
внеурочной
деятельности,
их
содержания,
посещаемости учащихся производится в электронном журнале внеурочной деятельности,
размещенном на площадке информационной системы Дневник.Ру, размещенной на сайте
http://dnevnik.ru.
12
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Директору МБОУ Климовская ООШ
Н.А.Морозовой
от
ФИО родителя
проживающего по адресу:
Контактный телефон:
заявление.
Прошу зачесть
,
(ФИО (отчество при наличии) и дата рождения, обучающегося)
учащейся (емуся)
(наименование учреждения спорта, культуры, искусства и т.д. в соответствии с уставом,
адрес ее места нахождения, дата и номер лицензии
на осуществление образовательной деятельности)
результаты
освоения
дополнительной
общеразвивающей программы по
направлению
«_
»,
(наименование программы)
изучаемой в объеме
часов в неделю при организации внеурочной деятельности
при обучении в
классе МБОУ Климовская ООШ
К заявлению прилагаются следующие документы:
Справка о том, что ребенок занимается в допобразовании в определенном объеме часов
за неделю
Дата
Подпись
13
Приложение 2
Директору МБОУ Климовская ООШ
Н.А. Морозовой
от
ФИО родителя
проживающего по адресу:
Контактный телефон:
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу Вас предоставить моему ребенку,
, ученику(це)
класса в соответствии
с его интересами следующие занятия внеурочной деятельностью:
.
Дата
Подпись
14
Приложение 3
Уровни результатов освоения курсов внеурочной деятельности
Уровень результатов
Приобретение
социальных
знаний
(первые
уровень)
Формирование
ценностного
отношения к
социальной
реальности
(второй
уровень)
Получение опыта
самостоятельного
Общественного
действия
(третий уровень)
Занятия в
спортивных секциях
Здоровьесберегающие
Участие в школьных спортивных
турнирах и оздоровительные акции
Участие в спортивных оздоровительных акциях
школьников в окружающем школу социуме
Посещение
внеурочных курсов,
участие в
познавательных
социальное
беседах, посещение
предметные
консультации,
участие в
олимпиадах. Участие
в социальных
проектах класса
Решение интеллектуальных задач,
дидактический
театр, общественный
общеинтеллектуальное;
смотр знаний, интеллектуальный клуб.
Участие в социальных проектах Лицея.
Исследовательские проекты, внешкольные акции
гражданско познавательной
и социальной направленности (конференции,
патриотическое
интеллектуальные марафоны и др.), школьный музей
Занятия объединений
Общекультурное,
художественного
духовно-нравственное
творчества
Художественные выставки, школьный
театр, медиа
Художественные акции школьников в окружающем школу
социуме
15
Приложение 4
Карта учета результатов освоения курса внеурочной деятельности
№
п/п
ФИ учащегося
Класс
Форма оценки
Уровень достижения
планируемых
планируемых результатов
результатов
16