Положение об организации внеурочной деятельности2022

1

 межведомственный

план

по

реализации

Стратегии

духовно-нравственного

воспитания детей в Тверской области в 2021-2024 годах,

утвержденным

Правительством Тверской области от 12.04.2021 года № 316-рп
1.3.Положение регламентирует условия реализации внеурочной деятельности, порядок
формирования плана и рабочих программ курсов внеурочной деятельности, организации
краткосрочных мероприятий, а также устанавливает порядок участия в итоговой
аттестации обучающихся начального, основного

общего образования в рамках

внеурочной деятельности.
1.4.Образовательные программы реализуются в лицее через урочную и внеурочную
деятельность.
1.5.Внеурочная деятельность – образовательная деятельность, направленная на содействие
в

достижении

образовательных

планируемых
программ

результатов

начального

освоения

общего

обучающимися

образования,

основных

основного

общего

образования, адаптированных основных общеобразовательных программ начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее –
«обучающиеся с ОВЗ»).
1.6.Внеурочная

деятельность

должна

обеспечить

индивидуальные

потребности

обучающихся школы на основании запросов обучающихся, выбора родителей (законных
представителей), при учете мнения обучающегося до завершения получения им основного
общего образования, а также с учетом имеющихся кадровых, материально-технических и
иных условий образовательной организации.

2

2. Требования к организации внеурочной деятельности
2.1. Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей
обучающихся путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на
их развитие.
Целью внеурочной деятельности является содействие обучающимся в достижении
планируемых

результатов

в

соответствии

с

реализуемыми

школой

основными

образовательными программами, адаптированными основными общеобразовательными
программами начального общего образования. Участие во внеурочной деятельности
должно обеспечить:
-

удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;

-

общеобразовательную,

общекультурную

составляющую

при

получении

соответствующего уровня общего образования;
-

развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной
и ценностно-смысловой сферы;

-

развитие навыков самообразования и самопроектирования;

-

углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранном направлении
внеурочной деятельности;

-

совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной
деятельности, самоопределения обучающихся.

3

2.2. Содержание внеурочной деятельности осуществляется по следующим направлениям
развития личности:
-

духовно-нравственное;

-

социальное;

-

общеинтеллектуальное;

-

гражданско - патриотическое

-

здоровьесберегающее

-

Профилактика безнадзорности и правонарушений,
социально-опасных явлений

По видам: игровая, познавательная, досугово - развлекательная деятельность (досуговое
общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное
творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое
творчество, трудовая

(производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная

деятельность; краеведческая деятельность.
В формах: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования,

проектная

деятельность, поисковые исследования, походы, общественно полезные практики,
посещение театров, музеев и другие.
2.3. Школа самостоятельно определяет конкретные формы и содержание организации
внеурочной деятельности, средства реализации внеурочной деятельности, в том числе
технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное,
оздоровительное оборудование, инвентарь, которые необходимы для реализации
направлений внеурочной деятельности.
2.4. Предметом регулирования Положения в части организации внеурочной деятельности
обучающихся с ОВЗ по адаптированным основным общеобразовательным программам
начального общего образования являются образовательные отношения по организации
внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ, за исключением обучающихся, не
получающих уровневого образования (с умственной отсталостью).

3. План внеурочной деятельности. Индивидуальный план внеурочной деятельности
3.1. Школа самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности,
образовательные программы внеурочной деятельности, календарный учебный график,
которые не вправе изменять органы местного самоуправления, осуществляющие
управление в сфере образования.
3.2. План внеурочной деятельности является основным организационным механизмом
4

реализации образовательной программы внеурочной деятельности, обеспечивает учет
индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию
внеурочной деятельности.
План определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной
деятельности с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной
организации.
3.3. Школа самостоятельно определяет объем часов, отводимых на внеурочную
деятельность, в соответствии с содержательной и организационной спецификой
реализуемых основных образовательных программ с учетом времени, отводимого на
внеурочную деятельность на каждом уровне общего образования: на уровне начального
общего образования – до 1350 часов, на уровне основного общего образования – до 1750
часов, на уровне среднего общего образования – до 700 часов.
При реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ время, отводимое на внеурочную
деятельность (с учетом часов, отводимых на коррекционно-развивающую область),
составляет не менее 1680 часов и не более 2380 часов.
Предельно

допустимый

объем

недельной

нагрузки

занятий

внеурочной

деятельности независимо от продолжительности учебной недели не может превышать 10
академических часов – для обучающихся, осваивающих основные образовательные
программы, 5 академических часов – для обучающихся с ОВЗ, осваивающих АООП НОО
обучающихся с ОВЗ.
3.4. Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной
недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни.
3.5. Время, отведенное школой на внеурочную деятельность, используется для проведения
общественно

полезных

практик,

исследовательской

деятельности,

реализации

образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев
и других мероприятий с учетом образовательных потребностей, интересов и запросов
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

5

Время, отведенное на внеурочную деятельность, может быть использовано для
закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).
3.6. Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и
обучающихся с ОВЗ, школа может разрабатывать с участием самих обучающихся и их
родителей (законных представителей) индивидуальные планы внеурочной деятельности.
Индивидуальный план внеурочной деятельности – план внеурочной деятельности,
обеспечивающий

реализацию

направления

внеурочной

деятельности

на

основе

индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей
конкретного обучающегося.
Реализация

индивидуальных

планов

внеурочной

деятельности

сопровождается

поддержкой классных руководителей.
4. Общие правила организации внеурочной деятельности
4.1. Реализация внеурочной деятельности исходя из форм и содержания внеурочной
деятельности, самостоятельно определяемых школой, может осуществляться в следующих
направлениях:
 через

часть

учебного

плана,

самостоятельно

формируемую

участниками

образовательных отношений (дополнительные образовательные модули, курсы по
выбору,

учебные научные исследования, практикумы и другие, отличные от

урочных, формы);
 использование

потенциала

дополнительного

образования

образовательной

организации (дополнительные образовательные программы);
 сотрудничество с организациями дополнительного образования детей,
 деятельность педагогических работников в соответствии с должностными
обязанностями

квалификационных

характеристик

должностей

работников

образования.
4.2. Организация внеурочной деятельности осуществляется в соответствии с планом
внеурочной деятельности, календарным учебным графиком и расписанием внеурочной
деятельности, которые утверждаются распорядительным актом директора школы в начале
каждого учебного года дополнительно к основному расписанию учебных занятий.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности составляется в соответствии с
Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной
деятельности МБОУ Климовская ООШ.

6

4.3. При реализации здоровьесберегающего направления внеурочной деятельности,
проведении динамического или спортивного часа в рамках реализации иных направлений
внеурочной деятельности спортивные нагрузки должны соответствовать возрасту,
состоянию

здоровья

и

физической

подготовленности

обучающихся,

а

также

метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).
4.4. Комплектование групп обучающихся в соответствии с заявлениями родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (Приложение 2) и с
учетом возможностей образовательной организации.
При

организации

внеурочной

деятельности

допускается

комплектование

групп

обучающихся одного возраста и (или) групп обучающихся разных возрастных категорий с
учетом обеспечения их образовательных потребностей и запросов обучающихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
4.5. В организации занятий внеурочной деятельности могут принимать участие родители
(законные

представители)

несовершеннолетних

обучающихся,

иные

социальные

партнеры по согласованию с педагогическим работником, осуществляющим реализацию
программы внеурочной деятельности, без их включения в списочный состав.
4.6. Для организации внеурочной деятельности школа использует различные объекты
инфраструктуры образовательной организации, может использовать помещения сельской
библиотеки.
4.7. Формы, методы и средства организации деятельности в программах курсов
внеурочной деятельности определяются педагогическим работником, участвующим в
разработке соответствующих программ.
5. Планируемые результаты освоения программ внеурочной деятельности
5.1. Освоение программ внеурочной деятельности должно содействовать достижению
планируемых результатов обучающихся в соответствии с реализуемыми школой
образовательными программами.
Требования к результатам освоения программы внеурочной деятельности, их содержанию
и условиям реализации должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности

7

обучающихся при получении общего образования, включая образовательные потребности
обучающихся с ОВЗ и инвалидов.
5.2. Результаты освоения курсов внеурочной деятельности должны отражать:
-

развитие

личности

внеурочной

обучающихся

деятельности:

мировоззрения,

средствами

развитие

ценностно-смысловых

общей

предлагаемого
культуры

установок,

направления

обучающихся,

развитие

их

познавательных,

регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к
саморазвитию и профессиональному самоопределению;
-

приобретение

опыта

осуществления

целесообразной

и

результативной

деятельности;
-

развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми
компетентностями,
приобретению

и

составляющими
интеграции

основу

знаний,

умения:

коммуникации

самостоятельному
и

сотрудничеству,

эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию
информационных

и

коммуникационных

технологий,

самоорганизации

и

саморегуляции;
-

обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.

6. Система оценки достижения планируемых результатов освоения программ
внеурочной деятельности
6.1. Условия реализации курсов внеурочной деятельности должны обеспечивать для
участников образовательных отношений возможность:
-

достижения планируемых результатов освоения основной образовательной
программы

в

соответствии

с

планами

внеурочной

деятельности

всеми

обучающимися, в том числе одаренными детьми, детьми с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидами;
-

развития личности, ее способностей, формирования и удовлетворения социально
значимых интересов и потребностей, самореализации обучающихся через
организацию внеурочной деятельности на основе взаимодействия с другими
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также
организациями культуры, спорта, здравоохранения, досуга, службами занятости
населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности;

8

-

осознанного выбора обучающимися будущей профессии, дальнейшего успешного
образования и профессиональной деятельности;

-

работы с одаренными обучающимися, организации их развития в различных
областях образовательной, творческой деятельности;

-

формирования у обучающихся российской гражданской идентичности, социальных
ценностей, социально-профессиональных ориентаций, готовности к защите
Отечества, службе в Вооруженных силах Российской Федерации;

-

самостоятельного проектирования обучающимися образовательной деятельности и
эффективной самостоятельной работы по реализации индивидуальных учебных
планов в сотрудничестве с педагогами и сверстниками;

-

участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических
работников

и

общественности

в

проектировании

программы

внеурочной

деятельности, основной образовательной программы, в создании условий для ее
реализации,

а

также

образовательной

среды

и

уклада

образовательной

организации;
-

развития у обучающихся опыта самостоятельной и творческой деятельности:
образовательной,

учебно-исследовательской

и

проектной,

социальной,

информационно-исследовательской, художественной и др.
6.2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности должны соответствовать одному
из трех уровней:
 Первый уровень - приобретение социальных знаний, понимания социальной
реальности и повседневной жизни;
 Второй уровень - формирование позитивного отношения к базовым ценностям
нашего общества и к социальной реальности в целом;
 Третий уровень - приобретение опыта самостоятельного социального действия.
(Приложение 3)
6.3. Освоение программ курсов внеурочной деятельности, в том числе отдельной части
(модуля) или всего объема программы курса внеурочной деятельности, сопровождается
оценкой достижения планируемых результатов, проводимой в формах, определенных
планом внеурочной деятельности, и в порядке, установленном настоящим Положением.
6.4. Система оценки достижений планируемых результатов освоения программ курсов
внеурочной деятельности, в том числе отдельной части (модуля) или всего объема
программы курса внеурочной деятельности, должна:

9

-

обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения программ
курсов внеурочной деятельности;

-

обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в
процессе реализации внеурочной деятельности;

-

предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно
дополняющих друг друга;

-

позволять использовать результаты освоения программ курсов внеурочной
деятельности, характеризующие уровень достижения планируемых результатов
обучающимися,

как

основы

для

оценки

деятельности

образовательной

организации.
6.5. Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися с
ОВЗ, осваивающими АООП НОО обучающихся с ОВЗ, должна учитывать особые
образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, закреплять основные направления и
цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии,
процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов,
условия и границы применения системы оценки, предусматривая приоритетную оценку
динамики индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ.
6.6.

Основной

формой

мониторинга

внеурочных

достижений

обучающихся

является «Карта учета результатов освоения курса внеурочной деятельности»
(Приложение 4)
Основными целями составления карты достижений являются:
 развитие самостоятельности и объективности в оценке деятельности обучающихся,
повышение их конкурентоспособности;
 мотивация обучающихся в достижении учебных результатов через активное
участие во внеурочной деятельности по овладению знаниями, умениями,
навыками;
 переход на более объективную, справедливую и прозрачную форму оценивания
достижений обучающихся.
6.7.

Результативность

определяется

по

реализации

результатам

программ

участия

курсов

обучающихся

в

внеурочной

деятельности

итоговых

мероприятиях,

проводимых образовательной организацией, и (или) выполнения обучающимися в рамках
одного или нескольких направлений внеурочной деятельности в любой избранной области
(познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественнотворческой, иной) исследования, проекта и т. п.
10

Участие в таких мероприятиях для обучающегося является обязательным и не требует его
согласия

и

согласия

родителей

(законных

представителей)

несовершеннолетних

обучающихся.
7. Особенности реализации курсов внеурочной деятельности с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
7.1. При реализации краткосрочных мероприятий и курсов внеурочной деятельности либо
их отдельных частей лицей может организовывать деятельность обучающихся с
использованием:
-

дистанционных образовательных технологий;

-

электронного обучения;

-

образовательных и развивающих материалов на печатной основе (сборники
предметных и междисциплинарных задач, открытые материалы международных
исследований качества образования, демонстрационные варианты олимпиадных и
диагностических заданий, печатные учебные издания).

7.2. В рамках курсов внеурочной деятельности лицей вправе организовывать в
дистанционном режиме:
-

проектные и исследовательские работы обучающихся;

-

просмотр

с

последующим

обсуждением

записей

кинокартин,

спектаклей,

концертов;
-

посещение виртуальных экспозиций музеев, выставок, мастер-классов;

-

общение со специалистами в сфере профессионального самоопределения и

-

просмотр видеолекций и образовательных сюжетов о современных достижениях
науки и технологий;

-

оздоровительные и спортивные мероприятия, в том числе физические разминки и
гимнастику, занятия с тренерами и спортсменами;

-

мастер-классы, развивающие занятия, консультации, тренировки, тематические
классные часы, конференции и другие активности, проводимые в режиме
реального времени при помощи телекоммуникационных систем.

8. Делопроизводство при организации внеурочной деятельности
8.1. Журнал внеурочной деятельности является основным документом учета занятий
внеурочной деятельности обучающимися и ведется по каждому направлению (модулю)
внеурочной деятельности отдельно. Педагогический работник, реализующий программу
курса внеурочной деятельности, фиксирует в электронном журнале внеурочной
деятельности учет проведенных занятий. Ведение соответствующих записей обязательно
11

для каждого педагогического работника.
Фиксирование

проведенных

занятий

внеурочной

деятельности,

их

содержания,

посещаемости учащихся производится в электронном журнале внеурочной деятельности,
размещенном на площадке информационной системы Дневник.Ру, размещенной на сайте
http://dnevnik.ru.

12

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1
Директору МБОУ Климовская ООШ
Н.А.Морозовой
от
ФИО родителя
проживающего по адресу:

Контактный телефон:

заявление.
Прошу зачесть
,
(ФИО (отчество при наличии) и дата рождения, обучающегося)
учащейся (емуся)
(наименование учреждения спорта, культуры, искусства и т.д. в соответствии с уставом,
адрес ее места нахождения, дата и номер лицензии
на осуществление образовательной деятельности)
результаты
освоения
дополнительной
общеразвивающей программы по
направлению
«_
»,
(наименование программы)
изучаемой в объеме
часов в неделю при организации внеурочной деятельности
при обучении в
классе МБОУ Климовская ООШ
К заявлению прилагаются следующие документы:
Справка о том, что ребенок занимается в допобразовании в определенном объеме часов
за неделю

Дата

Подпись

13

Приложение 2
Директору МБОУ Климовская ООШ
Н.А. Морозовой
от
ФИО родителя
проживающего по адресу:
Контактный телефон:

ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу Вас предоставить моему ребенку,
, ученику(це)
класса в соответствии
с его интересами следующие занятия внеурочной деятельностью:

.

Дата

Подпись

14

Приложение 3
Уровни результатов освоения курсов внеурочной деятельности
Уровень результатов

Приобретение
социальных
знаний
(первые
уровень)

Формирование
ценностного
отношения к
социальной
реальности
(второй
уровень)

Получение опыта
самостоятельного
Общественного
действия
(третий уровень)

Занятия в
спортивных секциях
Здоровьесберегающие
Участие в школьных спортивных
турнирах и оздоровительные акции
Участие в спортивных оздоровительных акциях
школьников в окружающем школу социуме
Посещение
внеурочных курсов,
участие в
познавательных
социальное
беседах, посещение
предметные
консультации,
участие в
олимпиадах. Участие
в социальных
проектах класса
Решение интеллектуальных задач,
дидактический
театр, общественный
общеинтеллектуальное;
смотр знаний, интеллектуальный клуб.
Участие в социальных проектах Лицея.
Исследовательские проекты, внешкольные акции
гражданско познавательной
и социальной направленности (конференции,
патриотическое
интеллектуальные марафоны и др.), школьный музей
Занятия объединений
Общекультурное,
художественного
духовно-нравственное
творчества
Художественные выставки, школьный
театр, медиа
Художественные акции школьников в окружающем школу
социуме

15

Приложение 4
Карта учета результатов освоения курса внеурочной деятельности
№
п/п

ФИ учащегося

Класс

Форма оценки

Уровень достижения

планируемых

планируемых результатов

результатов

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».