Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Климовская основная общеобразовательная школа
Торжокского района Тверской области
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
по изобразительному искусству
для обучающихся 1 класса
на 2022— 2023 учебный год
Учитель:
Климово 2022
Кострова Т.Ю
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного
предмета.
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1).
В реализации требований АООП выделено несколько этапов:
I этап ― 1―4 классы (в случае пролонгированного обучения ― с 1-м
дополнительным классом);
II этап ― 5―9 классы;
III этап ― 10―12 классы.
Цель I-го этапа состоит в формировании основ предметных знаний и
умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.
Уроки обучения изобразительному искусству в 1–4 классах направлены на:
всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к
художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и
искусстве;
формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих
и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в
рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы,
величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а
также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке;
развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в
повседневной жизни.
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на
уроках изобразительного искусства заключается в следующем:
коррекция познавательной деятельности учащихся путем систематического
и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного
восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в
пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные
признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
развитие аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать;
формирование умения ориентироваться в задании, планировать
художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию,
лепку предмета; контролировать свои действия;
коррекция ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной
координации путем использования вариативных и многократно
повторяющихся действий с применением разнообразных технических
приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.
развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного
мышления, представления и воображения.
Общая характеристика учебного предмета
В процессе обучения изобразительной деятельности, в процессе
эстетического познания и художественного отражения окружающей
действительности в продуктах деятельности ребенок с интеллектуальными
нарушениями развивается многосторонне: формируются его познавательная,
речевая, эмоционально-волевая, двигательная сферы деятельности.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» вместе с предметом
«Музыка» составляют предметную область «Искусство».
Основные задачи изучения предмета:
Воспитание интереса к изобразительному искусству.
Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека.
Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты
окружающего мира, художественного вкуса.
Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного
искусства
искусствах.
Расширение
художественно-эстетического
кругозора.
Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения
анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них.
Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.
Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием
различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе
экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.
Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию,
аппликации, лепке).
Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения
орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной
деятельности.
Формирование умения создавать простейшие художественные образы с
натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.
Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.
Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в
группах, выполняя определенный этап работы для получения результата
общей изобразительной деятельности («коллективное рисование»,
«коллективная аппликация»).
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент
завершения образования (на конец 5 класса).
Освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), предполагает достижение ими двух видов результатов:
личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру,
овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции,
необходимые для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающие
формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных
средах.
Личностные результаты обучения
в связи с усвоением учебной программы по изобразительному искусству:
положительное отношение и интерес к изобразительной деятельности;
понимание красоты в окружающей действительности и возникновение
эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
адекватные представления о собственных возможностях;
осознание своих достижений в области изобразительной деятельности;
способность к самооценке;
умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой
творческой деятельности «нравится» или «не нравится»
проявление уважительного отношения к чужому мнению и чужому
творчеству;
привычка к организованности, порядку, аккуратности;
стремление к творческому досугу на основе предметно-практической и
изобразительной деятельности;
установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по
различным видам изобразительной и творческой предметно-практической
деятельности.
овладение
социально-бытовыми
навыками,
используемыми
в
повседневной жизни;
овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
элементарные представления о социальном окружении, своего места в нем;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях;
развитие
эстетических
потребностей
и
чувств,
проявление
доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости
и
взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием
каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в
усвоении знаний и умений, способность их применять в практической
деятельности.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися
по отдельным предметам не является препятствием к получению ими
образования по этому варианту программы.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по
учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец I-го этапа обучения
(IV класс):
Минимальный уровень:
знание названий художественных материалов, инструментов и
приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и
санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы
предмета и др.;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства:
«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно»,
«цвет»;
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов,
изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой
работы;
следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная
организация своей изобразительной деятельности; планирование работы;
осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых
практических действий и корректировка хода практической работы;
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание,
отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению
предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке
содержания несложных произведений в соответствии с темой;
применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными
красками с целью передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или
группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной
поверхности;
адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение
насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков
цвета;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт,
пейзаж и др.);
знание названий некоторых народных и национальных промыслов
(Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в
рисовании, лепке и аппликации;
знание
выразительных
средств
изобразительного
искусства:
«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка»,
«контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения
орнамента, стилизации формы предмета и др.;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
знание
способов
лепки
(конструктивный,
пластический,
комбинированный);
нахождение необходимой для выполнения работы информации в
материалах учебника, рабочей тетради;
следование при выполнении работы инструкциям учителя или
инструкциям, представленным в других информационных источниках;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и
одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения
аппликации;
применение разных способов лепки;
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений,
передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по
воображению;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего
отношения к природе, человеку, семье и обществу;
различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и
декоративно-прикладного искусства;
различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет,
натюрморт, сюжетное изображение.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы в 1 классе представлено в четырех разделах,
отражающих направления освоения курса: «Обучение композиционной
деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов,
пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и
формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию
произведений искусства».
Обучающимися 1 класса усвоение общих сведений о предмете, развитие
сенсорного восприятия, мелкой моторики рук и накопление практических
умений происходит в процессе освоения учебного материала по ниже указанным
разделам программы.
Обучение композиционной деятельности
Понятие «композиции» (без использования термина). Представления о
форме изобразительной плоскости. Разные по форме листы бумаги: формы
прямоугольника, квадрата, овала. Расположение листа бумаги вертикально и
горизонтально относительно рабочего стола, парты, мольберта (без
терминологии, только в практическом применении).
Ориентировка на плоскости листа бумаги. Соотношение изображаемого
предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или
горизонтально). Выбор варианта расположения прямоугольного листа в
зависимости от формы планируемого изображения.
Установление отношений между изобразительной плоскостью и самим
изображением. Расположение изображения посередине, слева, справа, внизу,
вверху листа. Применение выразительных средств композиции: передача
величинного контраста между несколькими объектами в изображении
(большой/маленький, высокий/низкий, толстый/тонкий).
Оценка результата расположения изображения: красиво/некрасиво,
правильно/неправильно.
Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры,
тематическом и декоративном рисовании (узор в полосе).
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции,
конструкцию
Понятия: «предмет», «форма», «изображение», «силуэт», «часть», «части
тела», «узор», «части узора».
Разнообразие форм предметного мира. Выделение из предметной
окружающей действительности объектов разной формы. Сходство и различие
форм. Геометрические фигуры (круг, прямоугольник, квадрат, овал). Знание о
простых формах путём сравнения: овал, прямоугольник – это формы, похожие
на круг и квадрат. Узнавание, выделение признаков простой формы при
рассматривании предметов простой и сложной формы.
Передача разнообразных форм предметов на плоскости и в пространстве.
Изображение предметов простой и сложной формы.
Соотнесение объемной формы с плоскостной формой геометрической
фигуры. Конструирование сложных форм из простых (по образцу и собственным
представлениям).
Трансформация форм при работе с бумагой (при делении формы на части:
получение полоски бумаги из большой прямоугольного листа, маленького
прямоугольника из прямоугольника вытянутой формы; при удалении лишнего:
получение круга из квадрата).
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств,
необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета. Передача
пропорций предметов (с помощью учителя, воспроизведение силуэта по
пунктирам, по шаблону, трафарету).
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из
отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения
из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета
из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание,
обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы
объекта и т. п.
Узор в полосе: геометрический, растительный. Принципы построения
узора в полосе (повторение одного элемента на всем протяжении полосы;
чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов посередине,
по краям, слева/справа, друг под другом по вертикали).
Наблюдение и передача различия в величине предметов. Сериация
(большой — поменьше — еще меньше — маленький, и обратно). Рисование
простых форм (круг, квадрат, прямоугольник) от большого к маленькому и
наоборот.
Практическое применение приемов и способов передачи графических
образов в лепке, аппликации, рисунке.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать
его в живописи
Понятия: «цвет», «краски», «акварель», «гуашь» и т. д.
Цвета: красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый.
Узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов
спектра.
Соотнесение цвета изображения с реальной окраской объектов
окружающего мира.
Разнообразие цвета в природе, в окружающей жизни, окраски конкретных
предметов (овощей, фруктов, одежды и др.). Изображение предметов, объектов
похоже/непохоже; соблюдение соответствия предмета и его окраски в момент
наблюдения и его изображения в лепке, аппликации и рисунке. Передача
сходства в изображении при работе с натуры.
Эмоциональное восприятие цвета. Противопоставление ярких, светлых и
неярких, темных оттенков, передача посредством изобразительной деятельности
состояния «грустно – радостно».
Практическое применение представлений о цвете для передачи образов в
рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании,
аппликации.
Обучение восприятию произведений искусства
Примерные темы бесед:
«Времена года в произведениях художников», «Рисуют художники», «Как
и о чем создаются картины». Красота и разнообразие природы и предметов
окружающего мира. Материалы, которые использует художник. Художники,
создавшие произведения живописи и графики: И. Шишкин, А. Саврасов, И.
Левитан, К. Коровин, Ф. Васильев, Н. Крымов, Б. Кустодиев и др.
«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного
искусства». Украшение жилища, предметов быта, костюма, роспись игрушек.
Направления работы
Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно
держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками),
правильно располагать изобразительную поверхность на столе.
Развитие моторики рук: формирование представлений детей о движении руки
при изображении, при помощи активных и пассивных (движение руки ребенка
рукою педагога) движений. Формирование правильного удержания карандаша и
кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка
произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его
замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления
движения.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке,
выполнении аппликации, рисовании):
Приемы лепки:
разминание куска пластилина;
отщипывание кусков от целого куска пластилина;
размазывание по картону;
скатывание, раскатывание, сплющивание, размазывание, оттягивание;
примазывание частей при составлении целого объемного изображения.
Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного
восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:
складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости
листа;
совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком
геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;
расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе
бумаги в соответствующем пространственном положении;
составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации
на плоскости листа.
Приемы выполнения аппликации из бумаги:
приемы работы ножницами (резать кончиками ножниц, резать по прямой и
кривой линиям);
раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг
друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху,
над, под, справа от …, слева от …, посередине, с учётом композиции;
приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность
с помощью клея;
приёмы отрывания при выполнении отрывной аппликации.
Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером,
ручкой):
рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы
по образцу; обведение контура по точкам (пунктирам);
рисование
прямых
вертикальных,
горизонтальных,
наклонных,
зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии;
линий замкнутого контура (круг, овал);
удерживание карандаша, фломастера в руке под определённым наклоном к
плоскости поверхности листа;
осваивание техники правильного положения карандаша, фломастера в руке
при рисовании;
рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы
нажима на карандаш;
завершение изображения, дорисовывание предметов несложных форм (по
образцу);
Приемы работы красками:
примакивание кистью;
наращивание массы;
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
правила обведения шаблонов;
обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов
несложных форм.
Программой предусматриваются следующие виды работы:
рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по
памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и
заданную тему; декоративное рисование.
лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с
натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка
декоративной композиции;
выполнение плоскостной и полуобъемной аппликации (без фиксации
деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и
фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и
клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение
предметной, сюжетной и декоративной аппликации;
проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картин
художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и
декоративно-прикладного искусства.
Учащиеся должны уметь:
Организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой,
правильно держать тетрадь для рисования и карандаш.
Выполнять рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги.
Обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки,
проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые
(замкнутые) линии.
Ориентироваться на плоскости листа бумаги.
Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры
рисунка и направления штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось).
Различать и называть цвета.
Узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела.
Передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее
сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя.
Узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов,
животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать
их между собой.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (1 час в неделю)
Содержание курса изобразительной деятельности по тем
Я рисую (33 ч)
Через рисование ребенок познает окружающий мир по-новому, он, таким образом, запоминает ег
словами, он прекрасно выплескивает их на белый лист бумаги при помощи графики или радужных о
рассматривая рисунки детей, изображения предметов, можно понять внутренний мир ребенка. Рисун
и тревожных мыслей. Богатая фантазия, самостоятельность, усидчивость, те качества, которые выра
очень пригодятся ребенку. Благодаря рисованию вырабатывается решительность и самостоятельнос
решения
В мире волшебных линий (9 ч)
Линия — одно из художественно-выразительных средств изображения, основной графический эл
используется в набросках, эскизах, рисунках, в станковой графике (офорте). Она используется также
живописи, архитектуре и дизайнерских проектах. Линии как таковой в природе не существует, она в
тех или иных плоскостей формы. Используя линию, художник определяет форму и пространство, из
перспективу. Линия несет в себе информацию об изображении, художник не может обойтись без нее
скульпторы, архитекторы, живописцы, конструкторы. Являясь одним из главных технических средс
художественно-выразительные возможности. Она может быть плавной, спокойной, певучей. Она мо
сплошной и прерывистой, прямой и волнистой, пересекающейся и параллельной, легкой и тяжелой и
относятся к основным средствам художественного изображения
№
п/п
1
2
3
4
Дат
а
Тема урока
Оборудование
Различение предметов по форме, цвету и
размеру.
(Нахождение предметов, имеющих
форму круга, в окружающей
обстановке)
Различение предметов по форме, цвету
и размерам.
(Формирование представлений о
геометрических фигурах – круге, овале,
треугольнике, квадрате,
прямоугольнике; отыскивание схожих по
форме)
Огородим дом забором.
Рисование по показу прямых
вертикальных линий сверху вниз, по
разметке
из горизонтальных линий.
Рисуем дождик
Обучение рисованию по показу
горизонтальной линии (плоскость земли)
и
наклонных отрывистых линий (косой
дождь).
демонстрационный материал
дидактические игры
раздаточный материал ( гуашь, вода, салф
тренировочные листки, чистые листы с на
кругов).
демонстрационный материал
раздаточный материал (геометрические фи
квадрат, треугольник, прямоугольник, ова
коричневые; гуашь, салфетки; ).
демонстрационный материал тренировочн
заготовки с изображением теремка и двум
горизонтальными линиями для рисования
демонстрационный материал
раздаточный материал (тренировочные ли
тонированные листы с изображением дево
планшеты с 5-ю диагональными прорезям
закреплёнными сверху нитками, игра «Соб
радугу»
5
«Тили бом, тили бом, загорелся
Кошкин дом!»
Обучение рисованию по показу лесенок
(прямых горизонтальных и
вертикальных линий).
демонстрационный материал раздаточный
(заготовки для рисования – листы с нарисо
горящим Кошкиным домом, гуашь, кисти,
длинные и короткие, фигурки пожарных).
6
Весёлый котёнок.
Обучение рисованию по показу слитных
замкнутых линий круговыми
движениями.
демонстрационный материал раздаточный
(гуашь, кисти).
7
«Плывёт, плывёт кораблик…».
Обучение рисованию дугообразных линий
по показу.
демонстрационный материал раздаточный
(гуашь, кисти, вода, тонированная бумага)
8
Под большой пушистой ёлкой зайку
спрячем мы от волка.
демонстрационный материал раздаточный
(гуашь, кисти, вода, салфетки)
9
Обучение рисованию по показу высоких и
низких предметов.
Нарисуем рамки для портретов.
Обучение по показу рисованию рамок
круглой, овальной, квадратной
демонстрационный материал раздаточный
(заготовки для портретов разной формы).
От линии к рисунку, бумажной пластике и лепке (7
Пластичность бумаги подталкивает к изменению плоского пространства рисунка на объемное, расш
произведения изобразительного искусства. Процесс работы с бумагой помогает развивать пространс
отдохнуть от рисования, но не удаляет ребенка из пространства изобразительной деятельности. И ка
фигурки, обводить их, сравнивать плоское и объемное! Как часто возникает желание искать возмож
подобных сравнений!
10
11
12
13
Фрукты, овощи разного цвета.
Рисование
Развитие художественных навыков при
создании натюрмортов на основе
красивых композиций из овощей и
фруктов. Знакомство с трафаретом.
Задание: рисование натюрморта из
фруктов и овощей.
Материалы и инструменты: цветные
мелки, бумага, образец
Деревянный дом в деревне. Лепка
Первичное знакомство с архитектурой.
Постройки в окружающей нас жизни.
Задание: изображение деревянного дома
из бревен из пластилина.
Материалы и инструменты: картон,
пластилин, стека, иллюстрация с
изображением деревянного дома –
образец
Изобрази деревянный дом из бревен.
Аппликация
Дальнейшее знакомство с архитектурой.
Назначение дома, его внешний вид.
Задание: изображение деревянного
дома в технике аппликации.
Материалы и инструменты: картон,
набор цветной бумаги, ножницы,
иллюстрация с изображением
деревянного дома
Аппликация
«Рыбки в аквариуме»
Задание: аппликация из цветной бумаги.
Материалы и инструменты: бумага
(обычная и цветная), цветные
карандаши. Фломастеры
Уметь различать фрукты и овощи, разны
и форме.
Понимать,что такое натюрморт.
Изображать живописными средствами ра
фрукты и овощи. Если работу выполнить т
обратиться за помощью к учителю.
Овладевать живописными навыками рабо
цветными мелками.
Овладевать навыками работы с трафарето
используя, если необходимо, помощь учит
Сравнивать свою работу с работами
Наблюдать постройки, созданные человек
Анализировать их форму, пропорции, ко
Изображать деревянный дом в лепке, выя
форму, конструкцию, взаимосвязь частей.
Понимать взаимосвязь внешнего вида и в
конструкции дома.
Овладевать первичными навыками конст
с помощью лепки.
Понимать, что в создании формы построй
принимает участие художник-дизайнер, ко
придумывает, как эта постройка (дом) буд
выглядеть.
Работать по образцу
Рассматривать и сравнивать реальные з
разных форм.
Овладевать первичными навыками конст
из бумаги.
Работать как индивидуально, так и в груп
Конструировать (строить) из бумаги.
Оценивать критически свою работу, срав
другими работами
Понимать выразительные возможности ц
бумаги, используя ее в технике бумагопла
Осваивать приемы работы с аппликацией
Изображать, используя цветную бумагу в
аппликации.
Развивать навыки работы в технике бума
Овладевать приемами работы с бумагой.
Развивать навыки созданиясложной, мно
композиции
14
15
16
Зима.
Снеговик.
Праздник Новый год.
Аппликация. Лепка
Восприятие красоты зимнего пейзажа и
радости зимних развлечений в картине
В. Сурикова. Задание: конструирование
и рисование снеговика с разными
пропорциями (нижний, средний и
верхний круги, составляющие
конструкцию «снеговика»), или
новогодней елки (нижний, средний и
верхний ярус).
Материалы и инструменты:бумага
белая и цветная, ножницы, клей, цветные
карандаши
Понимать, что в создании композиции пр
участие художник-дизайнер, который прид
как эта композиция будет выглядеть.
Продолжать осваивать технику работы
фломастерами и цветными карандашами.
Развивать навыки работы в технике бума
Работать как индивидуально, так и в груп
Оценивать критически свою работу, срав
другими работами.
Конструировать (строить) из бумаги
Передавать в изображении характер и нас
праздника.
Закреплять навыки работы от общего к ч
Новогодняя елка. Флажки на веревке
для елки.
Развивать навыки работы в технике аппл
Рисование. Аппликация
рисования.
Задание: Конструирование и рисование
Осваивать приемы создания орнамента: п
новогодней елки, флажков на веревке.
модуля, ритмическое чередование элемент
Материалы и инструменты:бумага
Работать графическими материалами (фло
белая и цветная, ножницы, клей, цветные цветные карандаши) с помощью линий раз
карандаши
толщины.
Эмоционально откликаться на красоту зи
природы, праздник.
Сравнивать свою работу с другими работ
Объяснять, чем внешне отличаются зайки
зимой?
Зима. Белый зайка. Изобрази зайку:
Знать, как называются разные части тела з
слепи и нарисуй.
Закреплять навыки работы от общего к ч
Задание: слепи части тела зайчика из
Анализировать форму частей, соблюдать
пластилина, соедини их так, как показано
пропорции.
на образце, нарисуй зайчика.
Развивать навыки работы в технике лепки
Материалы и инструменты:картон,
рисунка.
пластилин, стека, образец, бумага,
Оценивать критически свою работу, срав
цветные карандаши, фломастеры
другими работами
От замысла к воплощению
Рисование школьника младших классов тесно переплетается с игрой. Процесс рисования разворачив
изображения фиксируют развертывание сюжета игры, помогают развивать его. Рисование на основе
средств для его воплощения, новое оригинальное решение в создании образа — все это характеризу
него внутреннего идеального поля действий
Иметь представление, что картина — эт
Рассматривание картин художников
Задание: составить рассказ по картине
мир, созданный художником, наполненны
17
известного художника. Рассказать о
мыслями, чувствами и переживаниями.
характере, настроении в картине. Что
Рассуждать о творческой работе зрителя,
хотел рассказать художник?
опыте восприятия произведений изобразит
Материалы и инструменты:
иллюстрация картины известного
художника
18
Пирамидка. Рыбка. Аппликация
Задание: изображение рыбки, пирамидки
(техника аппликации с графической
дорисовкой).
Материалы и инструменты:шаблон,
цветная бумага, кисть, клей, цветные
карандаши, фломастеры
19
Ваза с цветами. Аппликация
Задание: изображение вазы с цветами
(техника аппликации с графической
дорисовкой).
Материалы и инструменты:шаблон,
цветная бумага, кисть, клей, цветные
карандаши, фломастеры
20
Колобок. Нарисуй картинку
Задание: рисование Колобка на полянке.
Материалы и инструменты: цветная
бумага, гуашь, цветные карандаши,
цветные мелки
21
Дома в городе.
Аппликация
Задание: создание из простых
геометрических форм (заранее
вырезанных прямоугольников, кругов,
овалов, треугольников) изображений
зданий (домов), города в технике
аппликации.
искусства.
Рассматривать и сравнивать картины ра
жанров, рассказывать о настроении и разн
состояниях, которые художник передает ц
(радостное, праздничное, грустное, таинст
нежное и т. д.)
Знать имена знаменитых художников.
Рассуждать о своих впечатлениях и эмоци
оценивать, отвечать на вопросы по соде
произведений художников
Овладевать техникой и способами апплик
Создавать и изображать на плоскости ср
аппликации и графическими средствами (ц
карандаши, фломастеры) заданный образ (
рыбка).
Продолжать овладевать навыками работы
карандашами, кистью, ножницами.
Понимать и использовать особенности
изображения на плоскости с помощью пят
Продолжать осваивать приемы работы
графическими материалами.
Наблюдать за работой одноклассников
Объяснять, чем отличаются листы бумаги
друга.
Знать, для чего предназначена ваза.
Закреплять навыки работы от общего к ч
Анализировать форму частей,
соблюдатьпропорции.
Развивать навыки работы в технике аппл
рисунка.
Оценивать критически свою работу, срав
другими работами
Различать средства художественной
выразительности в творчестве мастеров кн
графики и других видов искусства.
Высказывать свое мнение о средствах
художественной выразительности, которы
используют художники для выразительнос
передачи сказочности происходящих собы
действий.
Понимать условность и субъективность
художественного образа.
Закреплять навыки работы от общего к ч
Анализировать форму частей,
соблюдатьпропорции
Рассматривать и сравнивать реальные з
разных форм.
Овладевать навыками конструирования и
Анализировать различные предметы (зда
точки зрения строения их формы, их конст
Составлять и конструировать из просты
геометрических форм (прямоугольников, к
овалов, треугольников) изображения здани
Материалы и инструменты: цветная
бумага, ножницы, клей
22
23
24
25
технике аппликации.
Оценивать свою деятельность
Развивать навыки работы в технике бума
Выявлять геометрическую форму просто
тела.
Многоэтажный дом. Аппликация
Создавать и конструировать из простых
Задание: изобразить в лепке
геометрических форм.
одноэтажный и трехэтажный дом.
Создавать изображение дома в технике ап
Материалы и инструменты: пластилин,
передачей пропорций и учетом композици
стека, цветная бумага, ножницы, клей
центра.
Овладевать приемами работы с бумагой.
Оценивать свою деятельность
Иметь представление, что картина — эт
мир, созданный художником, наполненны
мыслями, чувствами и переживаниями.
Весна пришла. Яркое солнце.
Составить рассказ Задание: составить
Рассуждать о творческой работе зрителя,
рассказ по картине художника.
опыте восприятия произведений изобразит
Рассказать о характере, настроении в
искусства.
картине. Что хотел рассказать художник? Рассматривать и сравнивать картины ра
Какое время года изображено на
художников, рассказывать о настроении и
картине?
состояниях, которые художник передает ц
Материалы и
(радостное, праздничное, грустное, таинст
инструменты:иллюстрация картины
нежное и т. д.).
художника
Знать имена знаменитых художников.
Рассуждать о своих впечатлениях иэмоци
оценивать, отвечать на вопросы по содер
произведений художников
Высказывать свое мнение о средствах
художественной выразительности, которы
Весна. Почки на деревьях.
используют художники для выразительнос
Рисование Задание: нарисуй картинку:
передачи настроения, состояния природы
три разных дерева; на ветках деревьев
Закреплять навыки работы от общего к ч
показались почки; на небе солнышко.
Анализировать форму частей, соблюдать
Материалы и инструменты: бумага,
пропорции.
гуашь, кисти (тонкая и толстая),
Развивать навыки работы с живописными
иллюстрация картины художника
материалами (гуашь).
Учиться оценивать свою работу, сравнив
другими работами.
Продолжать осваивать приемы работы по
Характеризовать красоту природы, весен
Весна пришла. Светит солнце. Бежит
состояние природы.
ручей. Плывет кораблик.
Изображать характерные особенности дер
Рисование
весной, тщательно прорисовывать все де
Рисование по описанию. Композиция
рисунка.
рисунка. Центр композиции. Построение
Использовать выразительные средства жи
рисунка. Использование
для создания образа весенней природы.
вспомогательных точек для построения
Овладевать живописными навыками рабо
кораблика.
акварелью.
Выбор необходимой палитры красок.
Анализировать различные предметы с то
Цвет. Колорит. Оценка своей
строения их формы.
деятельности. Сравнение выполненной
Соблюдать пропорции при создании изоб
работы с работой одноклассников.
предметов рисунка.
Оценивать свою деятельность.
Сравнивать выполненную работу с работ
одноклассников
Замысел плюс опыт равно творчество (8 ч)
Замысел — это следующее звено в динамике творческого процесса. Обычно замысел — это более ил
конкретизация изобразительного пластического мотива, поразившего художника. «Предельная выра
являются основными требованиями, предъявляемыми к нему при определении его ценности и того,
и опыт дают прекрасный результат — создание законченного рисунка с присущим ему характером и
Понимать, чтоживопись — это необыкно
искусства, который отчетливо и красочно
видение автором конкретного пейзажа.
Цветок. Ветка акации с листьями.
Выделять этапы работы в соответствии с
Рисование
поставленной целью.
Задание: рисование цветка, ветки акации Стараться передать красками увиденную
26
с листьями.
вложить в нее свои чувства.
Материалы и инструменты: бумага,
Повторять и затем варьировать систему
гуашь, кисти
действий с художественными материалами
собственный замысел.
Развивать навыки работы гуашью.
Оценивать свою деятельность
Развивать декоративное чувство при
рассматривании цвета, при совмещении ма
Видеть характер формы декоративных эле
Что украшают узором? Аппликация.
Овладеть навыками работы в аппликации
Коврик для куклы. Узор в полосе.
Находить орнаментальные украшения в п
Аппликация
окружении человека, в предметах, созданн
Задание: аппликация. Коврик для куклы.
27
человеком.
Узор в полосе.
Рассматривать орнаменты, находить в ни
Материалы и инструменты: цветная
природные и геометрические мотивы.
бумага, ножницы, клей, кисти, цветные
Получать первичные навыки декоративно
карандаши, образец
изображения.
Оценивать свою деятельность.
Формировать навыки самостоятельности
Развивать декоративное чувство при
рассматривании цвета, при совмещении ма
Видеть характер формы декоративных эле
Весна. Праздник. Хоровод. Сделай
Овладеть навыками работы в аппликации
аппликацию и дорисуй Задание: сделай
Участвовать в создании коллективных ра
аппликацию и дорисуй ее.
Понимать роль цвета в создании апплика
28
Материалы и инструменты: бумага
Обретать опыт творчества и
белая и цветная, ножницы, клей, кисти,
художественно-практические навыки в соз
цветные карандаши
наряда (сарафана).
Оценивать свою деятельность.
Формировать навыки совместной работы
29
Изобрази дом в деревне. Деревья
рядом с домом. Рисование
Задание: рисунок красками и кистью.
Домик в деревне. Деревья рядом с
домом.
Материалы и инструменты: бумага,
гуашь, кисти, цветные мелки, образец
Воспринимать и эстетически оценивать
русского деревянного зодчества.
Характеризовать значимость гармонии п
окружающим ландшафтом.
Объяснять особенности конструкции дер
деревянного дома и назначение его отдель
элементов.
Изображать живописными средствами (гу
деревянного деревенского дома, природы
30
31
32
33
Грибы. Грибы на пеньке. Аппликация
Задание: аппликация с дальнейшим
дорисовыванием. Грибы. Грибы на
пеньке.
Материалы и инструменты: бумага
цветная, ножницы, клей, карандаши,
фломастеры, иллюстрации с
изображением грибов
Придумай свой рисунок. (Учитывай
понятия: наверху, внизу.)
Рисование. Наверху облака. Внизу
цветы. Рисование
Задание: рассматривание рисунков.
Тематический рисунок. (Предложение:
«Наверху облака. Внизу цветы».)
Материалы и инструменты: бумага,
цветные карандаши, фломастеры,
цветные мелки
Придумай свой рисунок (Учитывай
понятия: «над», «под», «посередине», «в
центре».)
Задание: рассматривание рисунков.
Тематический рисунок. (Предложение:
«Ночь, луна, домик».)
Материалы и инструменты: бумага,
цветные карандаши, фломастеры,
цветные мелки
Свободное рисование на разные темы
Выражать свое отношение к архитектуре
деревянного деревенского дома.
Развивать навыки творческой работы в те
акварели.
Сравнивать свою работу с другими
Эмоционально откликаться на красоту пр
Понимать выразительные возможности ц
бумаги для создания художественного обр
Осваивать приемы работы в технике аппл
Изображать, используя все многообразие
Развивать навыки работы в технике аппл
Понимать пропорции как соотношение м
частей одного целого.
Уметь выделять конструктивный образ (
формы) и необходимый цвет в процессе со
образа (конкретного гриба).
Формировать навык самостоятельности
Понимать, что такое тематическое рисова
Уметь располагать правильно объекты, в
для изображения.
Понимать, что такое тематическое рисова
Уметь располагать правильно объекты, в
для изображения.
Ориентироваться на плоскости листа с уч
полученных знаний и рекомендаций учите
Закрепить понятия (над, под, посередине,
Развивать пространственные представлен
Учитывать размер и форму предметов.
Составлять рассказ по нарисованной карт
Ориентироваться на плоскости листа с уч
полученных знаний и рекомендаций учите
Усвоить информацию о существовании дв
плоскостей – горизонтальной и вертикальн
Закрепить понятия (наверху, внизу).
Развивать пространственные представлен
Учитывать размер и форму предметов.
Составлять рассказ по нарисованной карт
Практика совместной деятельности
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
сформированность
первоначальных
представлений
о
роли
изобразительного искусства в жизни человека;
развитие интереса к изобразительному искусству и изобразительной
деятельности, потребности в художественном творчестве;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии
произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в
различных видах художественной деятельности (рисунке, лепке,
художественном конструировании);
овладение понятиями и представлениями по изучаемым темам,
тематической и терминологической лексикой, используемой при
изобразительной деятельности и обсуждении предметов искусства и
народного творчества.
ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ К КОНЦУ ОБУЧЕНИЯ
В 1 КЛАССЕ
Общие организационные умения: правильно сидеть за рабочим столом;
правильно держать инструменты (карандашами, кистью, красками, трафаретом)
и пользоваться ими; правильно располагать изобразительную поверхность на
столе (парте).
Технические навыки изобразительной деятельности:
овладение приемами лепки: уметь размять целый кусок пластилина,
отщипывать кусок от целого куска пластилина; скатывать, раскатывать,
сплющивать, размазывать, оттягивать пластический материал во время
работы с ним; примазывать части пластилина при составлении целого
объемного изображения.
овладение приемами работы с «подвижной аппликацией»: уметь складывать
целое изображение из его деталей без фиксации на плоскости листа;
совмещать аппликационное изображение объекта с контурным рисунком
геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа; составлять по
образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости
листа.
овладение приемами выполнения аппликации из бумаги: уметь работать с
ножницами (резать кончиками ножниц, резать по прямой и кривой линиям),
раскладывать детали аппликации на плоскости листа относительно друг
друга в соответствии с пространственными отношениями, наклеивать
детали аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея,
выполнять аппликацию, применяя технику обрывания.
овладение приемами рисования твердыми материалами (карандашом,
фломастером, ручкой): рисовать по заранее расставленным точкам
предметов несложной формы по образцу, проводить разнохарактерные
линии (прямая, волнистая, ломаная, спираль, замкнутая), рисовать предметы
несложной формы с использованием этих линий; удерживать карандаш,
фломастер, в руке под определённым наклоном к плоскости поверхности
листа, освоить технику правильного положения карандаша, фломастера в
руке при рисовании, уметь рисовать без отрыва руки с постоянной силой
нажима и изменением силы нажима на карандаш, дорисовывать предметы
несложных форм (по образцу)
овладение приемами работы красками: примакивание кистью; наращивание
массы.
овладение действиям с шаблонами и трафаретами
Композиционная деятельность: знать и применять элементарные приемы
композиции на плоскости и в пространстве; соотносить изображаемый предмет с
параметрами листа; устанавливать на изобразительной поверхности
пространственные отношения; применять выразительные средства композиции:
величинный контраст (низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и
толстое); применять приемы и правила композиции в рисовании с натуры,
тематическом и декоративном рисовании.
Восприятие и изображение формы предметов, пропорций, конструкции:
усвоить понятия «предмет», «форма», «часть», «узор»; иметь представление о
существовании разнообразных форм предметного мира, о сходстве и различии
форм; знать геометрические фигуры; с помощью учителя и самостоятельно
проводить обследование предметов, выделять их внешние признаки и свойства;
соотносить формы предметов с геометрическими фигурами; передавать
пропорции предметов; уметь практически применять приемы и способы
передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке, узоре.
Восприятие цвета предметов и формирование умения передавать его в
живописи: узнавать и различать цвета спектра; уметь работать кистью и
красками; проявлять эмоции при восприятии цвета; передавать с помощью цвета
эмоциональное состояние (радость, грусть); на практике применять различные
цвета для передачи графических образов в рисовании, аппликации.
Восприятие произведений искусства: уметь слушать и отвечать на простые
вопросы учителя по теме; знать имена 3-4 известных художников; знать о
материалах, которые используют художники при создании своих произведений;
иметь элементарные представления о том, как и для чего создаются
произведения декоративно-прикладного искусства; участвовать в обсуждении
содержания художественных произведений (репродукции с картины художника,
книжной
иллюстрации,
картинки,
произведения
народного
и
декоративно-прикладного искусства).
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУИ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Учебно-методическое
и
материально-техническое
обеспечение
адаптированной образовательной программы образования умственно отсталых
обучающихся (интеллектуальными нарушениями) должно отвечать их особым
образовательным потребностям.
АООП может быть реализована в разных формах: как совместно с
другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных
организациях. В таких организациях создаются специальные условия для
получения образования указанными обучающимися.
Учет особых образовательных потребностей обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливает необходимость
использования специальных учебников по предмету «Изобразительное
искусство», адресованных данной категории обучающихся.
Особые образовательные потребности обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
обусловливают
необходимость специального подбора учебного и дидактического материала
(на I-ом этапе обучения преимущественное использование натуральной и
иллюстративной наглядности).
Образовательная организация должна быть обеспечена учебниками и
(или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной
частью, учебно-методической литературой и учебными материалами по всем
основным учебным предметам адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования, в том числе по предмету
«Изобразительное искусство».
Технические
средства
обучения(включая
специализированные
компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают
возможность
удовлетворить
особые
образовательные
потребности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную
активность обучающихся.
Систематическое изучение содержания курса на I-ом этапе обучения по
предмету «Изобразительное искусство» обеспечивается на основе
использования одноименных учебников «Изобразительное искусство» для 1–4
классов (авторы М. Ю. Рау, М. А. Зыкова), выпускаемых издательством
«Просвещение».
Содержание учебников направлено на формирование жизненных
компетенций обучающихся, а именно на практическое усвоение приемов
работы с разными художественными материалами и в разных видах
изобразительной деятельности, на воспитание эстетического отношения к
окружающей действительности с актуализацией жизненного опыта ребенка, на
развитие его коммуникативных навыков и др. Материал учебников
способствует усвоению учащимися доступных академических знаний о цвете,
форме, композиции, материалах и инструментах, а также соответствующего
словаря, знакомит с произведениями известных художников и предметами
народного творчества.
Обучение рисованию, лепке, работе над аппликацией детей с нарушением
интеллекта выстроено с учетом особенностей их развития. Материал учебников
направлен на формирование у детей способов познания предметов и явлений
для образования у них полных и ярких представлений об окружающем мире,
развивает восприятие, зрительно-двигательную память, наглядно-образное
мышление и воображение.
В учебниках учтены психофизические особенности, трудности
обучающихся с нарушением интеллекта и возможности развития их
познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сфер деятельности, а
также разный уровень развития обучающихся в составе одного класса.
Иллюстративный ряд в учебниках многофункционален: являясь частью
методического аппарата, иллюстрации не только дают представление о
технических приемах изображения в рисунке, аппликации, лепке, но и
становятся наглядной опорой развития мышления, эмоциональной сферы,
эстетического восприятия обучающихся, руководством к организации их
учебной деятельности.
В структуру учебников, в том числе для 1 класса, включены страницы для
организации специальных упражнений, в процессе которых дети с нарушением
интеллекта будут преодолевать трудности в овладении отдельными
техническими приемами (запоминание формы посредством обведения
пальчиком, проведение карандашом линий различной конфигурации,
удержание кисти в разных положениях и многое другое). По образцам,
рекомендуемым на страницах учебников, учитель сможет подготовить
индивидуальный раздаточный материал для учеников класса с учетом
возможностей каждого из них. Необходимый для выполнения ряда заданий
дидактический материал для каждого класса (образцы графических
изображений для обведения по контуру и раскрашивания, заготовки для
использования их в качестве основы творческой деятельности обучающихся и
др.) размещен на сайте издательства с возможностью свободного доступа,
копирования и распечатывания учителем при подготовке раздаточного
материала к урокам.
Методические странички в конце учебников служат опорой для педагога
в организации деятельности обучающихся на уроках изобразительного
искусства по определенным учебной программой направлениям работы и с
учетом специфики методов и приемов обучения школьников с умственной
отсталостью.
В методических рекомендациях, сопровождающих учебники для 1–4
классов, подробно рассматриваются вопросы развития у детей эстетического
восприятия окружающей действительности и формирования интереса к
изобразительному искусству, восприятия формы, цвета предметов и явлений
природы, способов изображения и приемов работы с разными
художественными материалами, формирования технических умений в
изобразительной деятельности, навыков работы с художественными
материалами и принадлежностями, обучения восприятию произведений
искусства, композиционной деятельности и развития воображения.
К учебнику предлагается электронная версия. Использование
электронной формы учебника (ЭФУ) дает дополнительную возможность
активизации учебной деятельности школьников, расширения их представлений
в связи с изучаемым предметом, формирования их жизненной компетенции и
социальной адаптации. Данная форма учебника может быть использована какна
уроке в классе (при изучении новой темы или в процессе повторения
материала, при выполнении как самостоятельной, так и парной или групповой
работы), так и во время индивидуальной работы после урока, а также для
проведения внеурочных мероприятий. В целях обеспечения наибольшей
эффективности привлечения материалов ЭФУ педагогу требуется
организовывать учебную деятельность школьников с учетом их
индивидуальных возможностей и специфики обучения. При необходимости
педагогу следует
давать дополнительные пошаговые инструкции,
демонстрировать способы действия при выполнении тестовых заданий,
предлагаемых в качестве тренажера и контроля.
Освоение практики изобразительной деятельности, художественного
ремесла и художественного творчества требует специальных и специфических
инструментов (ножниц, кисточек и др.), позволяющих ребенку овладевать
отдельными операциями в процессе совместных со взрослым действий. Кроме
того, для занятий по ИЗО необходим большой объем расходных материалов
(бумага, краски, пластилин, глина, клей и др.). Для развития изобразительной
деятельности в доступные виды художественного ремесла (батик, керамика,
ткачество, полиграфия и др.) необходимо безопасное оборудование для
соответствующих мастерских.