Принято на Педагогическом
УТВЕРЖДАЮ:
совете протокол №1 от «29»
Директор МБОУ Климовская ООШ
/Н.А.Морозова
августа 2022 г.
Приказ № 23 от «29» августа 2022
г.
ПОЛОЖЕНИЕ
об инклюзивном образовании обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
в МБОУ Климовская ООШ
2022г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации инклюзивного образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ Климовская ООШ.
1.2. Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в РоссийскойФедерации» (с изменениями и дополнениями), Национальной стратегией
действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012
№ 761), Федеральным законом от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах
инвалидов», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, введенным в действие
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г.
№1598, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам–образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства Образования и
науки
Российской Федерации
требованиями
к
осуществляющих
условиям
и
от 30.08.2013 № 1015, Санитарноэпидемиологическими
организации
образовательную
обучения
деятельность
и
по
воспитания
в
адаптированным
организациях,
основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 10.07.2015 № 26. В Положении используются следующие понятия в
определении Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации №273 ФЗ: Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) –
физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению
образования без создания специальных условий. Инклюзивное образование – обеспечение
равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых
образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Адаптированная основная
общеобразовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения
лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию указанных лиц.
1.3. Основной целью инклюзивного образования является реализация права на получение общего
образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами
и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ на основе
гуманистических ценностей и принципов социальной модели понимания инвалидности; создание
специальных образовательных условий для коррекции нарушений в их развитии и социальной
адаптации,
индивидуализация
образовательного
процесса
на
основе
специальных
педагогических подходов, форм и методов обучения.
1.4. Задачи инклюзивного образования:
- освоение обучающимися общеобразовательных программ в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами;
- создание эффективной системы психолого-педагогического и социального сопровождения
обучающихся с ОВЗ с целью создания специальных образовательных условий, коррекции
особенностей их психофизического развития, эмоционально-волевой сферы, активизации
познавательной деятельности, формирования социальных навыков и компетенций;
- индивидуализация образовательного процесса на основе специальных педагогических
подходов, форм и методов обучения;
- формирование у детей, развивающихся типично, и детей с ОВЗ позитивного опыта социального
взаимодействия в урочной и внеурочной деятельности.
2. Организация инклюзивного обучения
2.1. Инклюзивное образование детей в школе может быть организовано:
- в форме совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений, в одном
классе (если это не препятствует успешному освоению образовательных программ всеми
обучающимися);
- в форме открытия отдельного (малокомплектного) класса для детей с ОВЗ.
2.2. По уровню включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс возможны следующие
модели инклюзии:
еся с ОВЗ (самостоятельно или в сопровождении
ассистента, либо тьютора) посещают классно-урочные занятия в очной форме совместно со
сверстниками, не имеющими особенностей развития, обучаются по адаптированной основной
общеобразовательной программе (АООП) в соответствии с учебным планом класса, в том числе,
планом внеурочной деятельности. В этом случае коррекционная помощь детям с ОВЗ
оказывается посредством организации индивидуальных и групповых занятий на основе
заключения ПМПК о создании специальных условий обучения; программы коррекционной
работы АООП, а также на основе дифференцированного
подхода при организации
образовательного процесса;
клюзия – обучающиеся с ОВЗ обучаются по адаптированной основной
общеобразовательной программе по индивидуальным учебным планам, совмещая совместное
обучение по ряду учебных предметов (по отдельным видам организованной образовательной
деятельности)
образовательных
с
индивидуальными/групповыми
областей
индивидуального
занятиями
учебного
плана
по
другим
предметам
(нелинейное
расписание).
Коррекционная помощь оказывается посредством организации групповых и индивидуальных
коррекционно-развивающих занятий в соответствии с заключением ПМПК, программой
коррекционной работы АООП. Обучающиеся с ОВЗ участвуют в занятиях и мероприятиях
дополнительного образования, внеурочной деятельности, культурно-досуговых мероприятиях,
совместно с детьми, не имеющими отклонений в развитии, если это не препятствует
совместному образовательному и воспитательному процессу и не противоречит
рекомендациям психолого-педагогического консилиума Школы;
при которой учащийся с ОВЗ обучается по индивидуальному
учебному плану, преимущественно в индивидуальной форме, и включается в коллектив
сверстников, не имеющих особенностей развития, на внеурочных культурно-досуговых
мероприятиях (праздниках, экскурсиях, и т.д.), на некоторых занятиях внеурочной деятельности
в соответствии с рекомендациями психолого-педагогического консилиума
Школы.
2.3. Выбор формы совместной урочной и внеурочной деятельности в процессе организации
инклюзивного образования детей с ОВЗ осуществляется решением психолого-педагогического
консилиума Школы совместно с родителями/законными представителями, и зависит от степени
выраженности особенностей физического и (или) психического развития, этапа готовности
ребенка с ОВЗ к включению в среду типично развивающихся сверстников и фиксируется в
индивидуальном учебном плане обучающегося с ОВЗ.
2.4. Необходимыми условиями организации инклюзивного образования в Школе являются:
льной среды, учитывающей особые образовательные
потребности учащихся с ОВЗ;
обучающегося с ОВЗ и его семьи;инклюзивного образования.
ных условий;
о–педагогического
и
социального
сопровожденияских работников и администрации
Школы в области
2.5. Прием обучающихся с ОВЗ в школу для обучения по адаптированной основной
общеобразовательной программе (АООП) осуществляется только с согласия их родителей
(законных представителей) и на основании заключения
Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Форма получения общего образования и форма обучения по общеобразовательной программе
предметов образовательных областей учебного плана определяются совместно родителями
(законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося с ОВЗ и специалистами
службы психолого-педагогического консилиума Школы. При выборе родителями (законными
представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и
формы обучения, учитывается мнение ребенка.
2.6. Этапы реализации инклюзивного образования в школе:
Предварительный этап:
потребностей ребенка на основе предоставленных
документов и запроса родителей (законных представителей);
учащегося
модели
инклюзивного
образования,
учитывающей особые образовательные потребности учащегося с ОВЗ и этап включения в
образовательный процесс;
еление специалистов, для осуществления психолого- педагогического сопровождения
обучающегося с ОВЗ (в случае отсутствия необходимых специалистов - привлечение
дополнительных ресурсов в рамках сетевого взаимодействия с городским психологопедагогическим
центром
Департамента
образования)
с
целью
создания
специальных
образовательных условий в соответствие с заключением ПМПК;
Диагностический этап:
устанавливается на первый триместр с момента начала обучения в инклюзивной форме и
включает в себя;
- организацию диагностической работы учителя и специалистов психологопедагогического
сопровождения в режиме взаимодействия, изучение возможностей и дефицитов обучающегося с
ОВЗ при реализации АООП;
- по истечении диагностического периода разработку психологопедагогическим консилиумом
рекомендации о наиболее оптимальной для ребенка форме инклюзивного образования и
ознакомление с заключением о рекомендованной форме родителей/законных представителей
обучающегося с ОВЗ.
Основной этап:
- разработка индивидуального учебного плана, индивидуального образовательного маршрута
обучающегося с ОВЗ;
- корректировка адаптированной образовательной программы в соответствии с выявленными
возможностями и дефицитами обучающегося с ОВЗ по итогам диагностического периода;
- реализация адаптированной образовательной программы;
- мониторинг реализации адаптированной образовательной программы.
- вопрос об уточнении, изменении образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ на данном
этапе обучения решается на заседании психолого-медико-педагогической комиссии .
3. Организация образовательной деятельности при инклюзивном образовании
3.1. Общая наполняемость класса и количество обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзии, а так
же численность обучающихся в малокомплектном классе для обучающихся с ОВЗ определяются
исходя из категории обучающихся с ОВЗ в соответствии с установленными требованиями
СанПиН в отношении предельной наполняемости классов.
3.2. Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с ОВЗ
определяются адаптированной основной общеобразовательной программой (АООП), а для
инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации/абилитации
инвалида (ИПРА).
3.3.Адаптированная
образовательных
основная
потребностей
общеобразовательная
групп
и
программа
отдельных
реализуется
обучающихся
с
с
учетом
ограниченными
возможностями здоровья на основе специально разработанных учебных планов, в том числе
индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе
индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей
конкретного обучающегося.
3.4. При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные
технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
3.5. Адаптированная образовательная программа школы реализуется через организацию урочной
и внеурочной деятельности.
3.6. Обязательным разделом адаптированной образовательной программы является программа
коррекционной работы. Коррекционно-развивающая работа в школе проводится как в рамках
урочной, так и внеурочной деятельности.
3.7. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием учебных занятий
и занятий внеурочной деятельности (организованной образовательной деятельности), которое
определяется школой в соответствии с установленными требованиями СанПиН.
3.8. Режим работы при организации инклюзивного образования определяется Школой
самостоятельно, с соблюдением норм СанПиН.
3.9. Адаптированные основные общеобразовательные программы могут реализовываться школой
как самостоятельно, так и посредством сетевой формы их реализации.
3.10. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, динамическое наблюдение
обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования осуществляется психологопедагогическим консилиумом Школы.
3.11. Рекомендуется обеспечивать участие всех детей с ОВЗ, независимо от степени
выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурно-досуговых,
спортивно-оздоровительных и иных мероприятий.
3.12. Обучение детей с ОВЗ осуществляется по учебникам, включенным в утвержденный
федеральный перечень учебников и соответствующим программам обучения.
3.13. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ
осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства.
3.14. Государственная
итоговая
аттестация
выпускников
МБОУ
Климовская
ООШ,
обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, проводится в
соответствии с действующим законодательством.
3.15. Лицам с ОВЗ, обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным
программам и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается документ
об образовании установленного образца.
3.16. Лицам с ОВЗ, не имеющим основного общего и среднего общего образования и
обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается
свидетельство об обучении.
4. Порядок принятия и срок действия Положения
4.1. Данное Положение рассматривается и принимается на психолого-педагогическом совете
МБОУ Климовская ООШ и утверждается приказом руководителя образовательной организации.
4.2. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и вступает в силу с момента
его утверждения.
4.3. Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с вновь изданными
нормативными актами регионального, федерального органов управления образованием только
решением педагогического совета.
4.4. Изменения и дополнения к Положению принимаются на педагогическом совете
образовательной организации в составе новой редакции Положения, которое утверждается
приказом руководителя образовательной организации. После принятия новой редакции
Положения, предыдущая редакция утрачивает силу.